Теория потребительского поведения

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Спрос и факторы, на него влияющие.

2. Предложение. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на предложение.

3. Рыночное равновесие. Цена: понятие, функции, виды.

4. Эластичность спроса и факторы, на нее влияющие.

5. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

6. Потребительский выбор и его особенности. Закономерности развития потребительских предпочтений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что такое «спрос»? В чем отличие между «спросом» и «величиной спроса»?

2. Назовите ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос.

3. Что такое «предложение»? В чем отличие между «предложением» и «величиной предложения»?

4. Назовите ценовые и неценовые факторы, влияющие на предложение?

5. Что такое «цена»? Какие виды цен Вы знаете?

6. Постройте график и объясните, что случится с кривой спроса:

А) на говядину при повышении цены на баранину;

Б) на телевизоры при увеличении доходов населения;

В) на поваренную соль при увеличении доходов населения.

7. Подумайте и ответьте:

А) что случится с кривой предложения стульев при повышении цен на столы;

Б) предположим, в производстве стали начала применяться технология, обеспечивающая экономию затрат. Как это повлияет на предложение стали?

8. Как повлияют на цену зернового хлеба следующие события, рассматриваемые отдельно друг от друга:

А) в стране увеличилось число любителей зернового хлеба;

Б) поднялась цена на пшеницу;

В) врачи стали рекомендовать есть больше зернового хлеба.

Подкрепите ваши доводы графически.

9. Верно ли утверждение:

А) Чем активнее государство вмешивается в рыночное ценообразование, устанавливая фиксированные цены, тем выше дефицит товаров.

Б) Увеличение спроса означает движение вдоль кривой спроса в направлении, которое показывает рост общего количества покупаемого товара.

В) Если правительство устанавливает верхний предел для роста цен, то объемы спроса и предложения данного товара всегда равны.

Г) Изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль его кривой, а рост доходов – к ее сдвигу.

Д) Если цена на какой- то товар устойчива, это значит, что она установилась на уровне пересечения кривой спроса и предложения.

Е) Взаимозаменяемые товары характеризуются прямым соотношением между ценой на один из них и спросом на другой.

10. «Прогрессивные технологии выгодны производителям, а не потребителям». Можно ли согласиться с этим утверждением?

11. Что такое «эластичность»? Какие виды эластичности спроса Вы знаете?

12. Назовите факторы, влияющие на эластичность спроса по цене?

13. По какой формуле рассчитывается коэффициент точечной, а по какой коэффициент дуговой эластичности спроса? Какие значения коэффициента эластичности позволяют судить об эластичном, неэластичном, унитарном спросе?

14. Как будет выглядеть график абсолютно эластичного, абсолютно неэластичного спроса? Объясните.

15. Как рассчитывается эластичность спроса по доходу?

16. Назовите факторы, влияющие на эластичность предложения. Поясните действие фактора времени.

17. Какие основные проблемы составляют содержание теории поведения потребителя?

18. Дайте определение общей и предельной полезности. Изобразите графически.

19. Какие товары называют «низшими»? Поясните действие эффекта дохода и эффекта замещения применительно к «низшим» товарам.

20. Объясните, в чем состоит парадокс воды и алмазов?

21. Сформулируйте закономерности развития потребительских предпочтений.

22. Почему кривые безразличия не пересекаются?

23. Какие товары получили название «товаров Гиффена»?

24. В чем состоят эффект дохода и эффект замещения?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Функция спроса имеет вид Q d = 2220 – P, функция предложения:

Qs = 3P – 300. Правительство ввело дотацию в 100 ден. ед., получаемую продавцом за каждую единицу продукции. Чему в этом случае будет равна равновесная цена?

2. При цене билета на стадион 5 ден. ед. его посетило 40 тыс. болельщиков футбола. Когда цена поднялась до 10 ден. ед., число болельщиков сократилось до 10 тыс. человек. Сколько болельщиков придут на стадион при цене 4 ден. ед. за билет, если функция спроса на билеты линейна.

3. Спрос и предложение на некий товар описывается уравнениями:

Q d = 1000 – 40P, Qs = 300 + 30P, где Q- количество данного товара; P- его цена.

А) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

Б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 ден. ед. за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

4. Цена на каждый из приведенных ниже товаров снизилась на 10 %. Спрос на какой из них, вероятнее всего, возрастет в наибольшей степени?

А) соль;

Б) молоко;

В) туристическая поездка;

Г) йод.

5. В результате повышения цены товара с 5 до 6 рублей, объем спроса сократился с 9 до 7 млн. штук в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

6. Цена нефти увеличилась на 10 %, что привело к уменьшению спроса на нее на 1 %. Чему равна эластичность спроса?

7. Функция спроса Q = Р2 — 6Р +10. Найдите ценовую эластичность спроса при цене 1.

8. Первое яблоко доставляет Ивану удовлетворение равное 8. Каждое следующее яблоко доставляет добавочное удовлетворение на 2 меньше предыдущего. Начиная, с какого яблока суммарное удовлетворение от потребления яблок будет уменьшаться?

9. Функция полезности ху, где х – количество клубники, у- количество сливок. Цена клубники 5-ден. ед., цена сливок – 3 ден. ед., бюджет потребителя – 600 ден. ед. Напишите уравнение бюджетной линии.

Найдите количество сливок в наборе, если он лежит на бюджетной линии, а количество клубники в наборе равно 30. Какие наборы на бюджетной линии имеют нулевую полезность?

10. Потребитель тратит 20 ден. ед. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность апельсинов равна 40-5у, где у- количество апельсинов, штук. Предельная полезность яблок для него равна 20-3 х, где х- количество яблок, штук. Цена одного апельсина – 5 ден. ед., цена 1 яблока – 1 ден. ед. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

11. Для покупателя потребление буханки хлеба ценой 2 ден. ед. приносит удовлетворение в размере 10 утилей. Какое количество утилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 5 ден. ед, если он находится в равновесии?

12. Потребитель покупает в месяц 2 кг. мяса по цене 15 ден. ед. за кг. и 5 кг. хлеба по цене 2 ден. ед за кг. Чему будет равна предельная норма замены мяса хлебом в состоянии равновесия потребителя?

13. Верны ли следующие утверждения:

А) у рационального потребителя предельные полезности всех потребляемых товаров равны;

Б) предельная полезность времени для рационального потребителя не зависит от затрат времени на стояние в очередях;

В) эффект дохода состоит в том, что в результате снижения цены потребитель становится относительно богаче;

Г) кривые безразличия двух товаров пересекаются в точке равновесия потребителя.

14. Согласно закону убывающей предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага происходит насыщение потребности и полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. Тогда встает вопрос: если человек каждый день ест хлеб, то почему потребность в хлебе у него не уменьшается? Поясните ситуацию.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Закон спроса предполагает, что:

А) превышение предложения над спросом вызывает снижение цены;

Б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

В) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

Г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

2. Совершенствование технологии сдвигает:

А) кривую спроса вверх и вправо;

Б) кривую спроса вниз и вправо;

В) кривую предложения вниз и вправо;

Г) кривую предложения вверх и влево.

3. Ценовая эластичность спроса будет выше:

А) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;

Б) в тех случаях, когда потребители использую данный товар с наибольшей пользой для себя;

В) чем больше альтернативные издержки производства товаров;

Г) чем менее необходим товар потребителю.

4. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

А) эффект замещения;

Б) принцип убывающей предельной полезности;

В) эффект дохода;

Г) закон предложения.

5. Гипотеза о рациональном поведении заключается в том, что потребитель:

А) делает только то, за что ему платят;

Б) заботится не только о себе, но и об обществе;

В) стремится к максимуму полезности при ограниченном доходе;

Г) сравнивает все варианты выбора и останавливается на лучшем.

6. Может ли уменьшение цены блага приводить к уменьшению потребления:

А) в виде исключения;

Б) когда эффект дохода больше эффекта замены и оба разнонаправлены;

В) когда эффект замены больше эффекта дохода и оба одинаково направлены;

Г) не может быть в указанных случаях.

7. Максимум удовлетворения потребности достигается, когда:

А) предельная полезность равна 0;

Б) предельная полезность максимальна;

В) предельная полезность минимальна;

Г) все перечисленное неверно.

8. Парадокс А. Смита заключается в том, что:

А) дороже оказывается продукт, на производство которого затрачено больше труда;

Б) рыночная цена определяется не общей, а предельной полезностью;

В) чем товар более ценен для человека, тем выше его рыночная цена;

Г) потребители верно определяют ценность товара.

9. Изменение положения бюджетной линии свидетельствует о том, что доход потребителя:

А) увеличился;

Б) не изменился;

В) сократился;

Г) данных для однозначного вывода недостаточно.

10. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

А) рост налогов на частное предпринимательство;

Б) рост потребительских доходов;

В) падение цен на производственные ресурсы;

Г) падение цена на взаимодополняющий товар.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Экономика / учебник под ред. А.С. Булатова. М.: Экономист, 2010.- 896 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономика М.: 2012. — 256 с. Режим доступа [https://www.alleng.ru/d/econ/econ394.htm].

Дополнительная литература:

1. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2-е изд. – СПб.: Издательский дом «Бизнес – пресса», 2010. –С.17-65.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2 –е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2008.- С.80-139.

3. Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономикс. – 15-е изд. М.: БИНОМ, 1997.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело ЛТД, 1993., гл 3.

5. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991. Предисловие, глава 4.

6. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2- х т. М.: Финансы и статистика, 1992-1994, Т.1, гл. 2,3, п.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: