double arrow
Международное право средних веков

Средневековый мир делился на три части - христианский мир (Европа), исламский мир (Центральная и Западная Азия, Северная Африка) и «неизвестные земли» (относительно закрытые для европейцев Китай, Япония, Австралия, Америка, Центральная и Южная Африка).

Безусловно, главное влияние на формирование международного права оказали европейские традиции. В Европе падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи привело к возникновению на её развалинах целого ряда феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.), которые постоянно трансформировались, распадались, дробились, поглощались друг другом. Наступил длительный период политической раздробленности (V-ХIвв.), когда любой феодал был полновластным правителем на своей земле - «каждые барон – сеньор в своем баронстве». Этот период сменился эпохой укрупнения государств и становления феодальных сословных монархий – развитое Средневековье (ХI-ХV вв.), а затем и формированием сильных централизованных абсолютистских государств – позднее Средневековье (ХVI- начало ХVII вв.). Все эти феодальные публичные образования вступали в межфеодальные международные отношения, для регулирования которых необходимы были социальные регуляторы, в том числе и международно-правовые нормы.

С IX в. в международные отношения активно включилось Древнерусское государство, заключая договоры о мире, международные браки русских князей и княжон и т.д.

А). Основные характерные чертымеждународного права Средневековья.




- монархический характер межгосударственных отношений – в условиях преобладания монархии как формы государства в международных отношениях доминировала личность монарха, имевшего почти неограниченные полномочия в области внешних сношений, договоров, ведении войн, заключении мира на собственных условиях и т.д. Государства отождествлялись с личностью государя. Суверенитет государства выражался в суверенности монарха, т.к. он считался его единственным носителем (король Франции Людовик XIV говорил:"Государство - это я").

- регионализм - отсутствие единого для всех международного права, существование основанных на общем праве региональных политико-правовых систем: Западная Европа, Византия, Средиземноморье, арабские халифаты, Индия, Китай, Киевская, а позднее - Московская Русь.

- выдвижение Европы в центр международной жизни –в силу ряда объективных факторов именно Европа, в первую очередь Западная, стала доминировать в международных отношениях, силой навязывая остальному миру свою межгосударственную идеологию и практику. Для этого были следующие основания: объединившая европейцев преемственность более развитых античных традиций; деятельность католической церкви, ставшей связующим институтом в международных делах и обеспечившей свой политический контроль над правителями Европы.



- доминирующее влияние религии -религия и церковь стали играть решающую роль в международных отношениях, т.к. являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной силой во многих регионах мира, доминировавшей над светской властью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влияние в Западной Европе, православная – в Византии и на Руси, ислам – среди арабских государств.

- эпизодичность -длямеждународных как общих, так и правовых отношений характерны нестабильность, эпизодичность, постоянная переменчивость.

- господство силы над правом –характерный признак взаимоотношений государств и народов Средневековья. Одним из наиболее его ярких проявлений является так называемое «кулачное право»26.

- преобладание обычных норм над договорными,обусловленное, как и в древний период, неразвитостью международно-правовых отношений.

- стирание различий между публичным и частным в международных правоотношениях -феодальное общество было системой сложных политико-правовых и договорных связей между феодалами разных рангов, в основе которых лежала частная собственность на землю. В силу этих особенностей феодального строя частно-правовые отношения мало отличались от публично-правовых, а частный договор от международного договора.






Сейчас читают про: