Для обеспечения успеха деятельности фирм

Значение управленческих решений

Главной функцией менеджмента и менеджера согласно их предназ­начению является разработка и принятие управленческих решений. Данная функция связана с другими функциями менеджмента:

• планированием;

• организацией;

• контролем;

• мотивацией.

Менеджер должен принимать обоснованные, взвешенные решения, представляющие собой звенья цепочки от поставленной цели до конк­ретного результата, и добиваться их исполнения. Принять решение — означает сделать выбор одной из альтернатив. Успешное принятие ре­шения зависит от уровня профессиональных знаний менеджера.

Управленческие решения обладают рядом особенностей, отличаю­щих их от других видов решений, принимаемых в организации (например, технических, организационных, сугубо профессиональных и т. д.), — в первую очередь:

• масштабностью (охватывают более широкий круг людей);

• психологической спецификой;

• финансовыми последствиями;

• экономическими аспектами.

При принятии многих управленческих решений можно столкнуть­ся с непредсказуемостью, вероятностным результативным исходом, на который оказывает влияние очень большое количество различных факторов, в том числе внутреннего и внешнего характера. И тем выше непредсказуемость, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере кадрового менеджмента, методов со­циально-психологического воздействия, отсутствие навыков и знаний технологии разработки управленческих решений).

Особенности управленческих решений многоаспектны (рис..1).

    Особенности управленческих решений  
    Аспекты управления  
     
             
  Экономи- ческий   социаль- ний   организа- ционний   правовой   психологи- ческий   педагоги- ческий
                                 

Рис.1. Спектр особенностей управленческих решений

Из всего многообразия выделяют следующие аспекты: экономический:

• эффективность использования всех видов ресурсов;

• материальная заинтересованность персонала;

• правильность управленческих решений;

• максимизация экономического эффекта;
социальный:

• неформальная структура рабочих групп;

• качество трудовой деятельности;

• развитие системы участия в управлении;

• внепроизводственная деятельность неформальных групп;
организационный:

• делегирование полномочий;

• локализация и устранение конфликтов;

• разделение труда;

• структуризация функций управления;
правовой:

• соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и
реализации управленческих решений;

• придание управленческому решению формы нормативного акта;

• соблюдение и соответствие компетенции персонала по
принятию решения;

• распределение ответственности за выполнение принятого
решения;

психологический:

• учет инновационной готовности персонала;

• оценка социально-психологического климата;

• профессиональные качества руководителя;

• деловые качества руководителя и психологический склад
личности подчиненных;

педагогический:

• воспитательный характер управленческих решений;

• квалификационный рост персонала;

• формирование позитивных моральных установок (формирова­ние корпоративной культуры).

Отличие управленческих решений от производственных заключа­ется в объекте (разработчик принимает решения о механизмах, дета­лях, менеджер — об организации производства этих деталей). Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь, и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия, совершенствуя при этом свой профессиональный уровень.

Особенности решений, принимаемых на государственном уровне:

• широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или
затрагиваемых этим решением);

• широта решаемых проблем;

• ответственность перед обществом:

— финансовая;

— социально-политическая;

— нравственно-этическая;

— экологическая.

Особенности решений, принимаемых на различных уровнях управления:

технический уровень: оперативные, конкретные, четко форма­лизованные, контролируемые;

средний уровень: тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации;

высший уровень: стратегические, высокоответственные.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: