Взаимодействие «Я», «Оно», и «Сверх-Я» в фрейдовской модели психики. Концепция культуры

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856— 1939) — австрийский психолог, невропатолог и психиатр, основатель психоанализа.

Важно отметить, что далеко не все теоретики разделяют некогда созданный и ныне поддерживаемый миф об исключительно естественнонаучных предпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных дисциплин. В этом отношении можно согласиться с высказыванием С. Цвейга: "Фрейд исходит из медицины не в большей степени, чем Паскаль из математики и Ницше из древнеклассической филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности".

Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворот а науке. Подобные представления являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения дел.

Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерным признание существование " неразумной души ", " неразумной жизни ", протекающей таким образом, что человеку становятся "неподвластны чувства ". В ведийской литературе говорится о " пране ", представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни.

Будучи знаком с философией Платона, Фрейд мог почерпнуть от т уда представления о бессознательном, т.к. Платон размышляет о проблеме неосознанного знания человека. Да и другие темы, развиваемые в рамках древнегреческой философ и и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного, будь то сновидения или побудительные мотивы деятельности человека, не могли не заинтересовать основателя психоанализа. Не случайно, при обосновании или оправдании своих психоаналитических постулатов он, хотя и не часто прибегал к авторитетам Эмпедокла и Аристотеля.

Как ученый сформировался в духе традиций классического естественнона­учного материализма и эволюциониз­ма. Приобрел известность работами о детском церебральном параличе и афа­зии. В начале 90-х гг. в сотрудничест­ве с И. Брейером Фрейд разрабатывает т. наз. «катарсический» метод терапии неврозов, основывающийся на концеп­ции психотравматического невроза. Со­гласно этой концепции, невроз явл. защитной реакцией психики на травми­рующую невыносимую идею, которая из­гоняется из сознания («вытесняется»), но сохраняет свой аффективный за­ряд («катексис»). Дальнейшее разви­тие состояло в выдвижении Ф. гипо­тезы об исключительной роли сексуаль­ности в этиологии неврозов, затем по­следовали отказ от гипноза, замена его методом свободных ассоциаций и толко­ванием сновидений, выдвижение учения о бессознательном. Творческую эволю­цию Ф. с того момента, когда он окончательно встал на путь разработки психоанализа, можно разделить на три периода: ранний период (1895--1905), период I психоаналитической системы (1905—1920), период II пси-хоаналитической системы (1920 1939). Осн. теоретическими достижени­ями раннего периода были концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Психический аппарат Ф. рассматривал в двух аспектах — топографическом и динамическом. При топографическом подходе в психике выделяются три области — сознание, предсознательное, бессознательное. Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены бес­сознательные желания и вытесненные из сознания идеи. Оно иррациональ­но, вневременно. От сознания — окна во внешн. мир — бессознательное отгоро­жено областью предсознательного.

Предсознательное — это разумное Я человека, память, мышление. Область сознания Ф. связывал в основном с восприятием внешн. мира. Источни­ком психической динамики является желания бессознательного, стремящиеся к раз­рядке в виде действия. Для этого им нужно попасть в сознание, управ­ляющее реализацией поведенческих ак­тов. Это возможно лишь при посред­ничестве предсознательного, которое осуществляет.цензуру желаний бессоз­нательного и представляющих их идей. Позднее Ф. уточнил, что психи­ческая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность предсоз­нательного — принципу реальности. Сообразуясь с реальностью внешнего ми­ра, Предсознательное вытесняет обрат­но в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эго­истические, асоциальные), сопротивля­ется их попыткам проникнуть в соз­нание. Сохраняющие активность нераз­ряженные желания находят «окольные пути» проникновения в сознание, маски­руясь посредством механизмов бессоз­нательного и обманывая «цензуру». К числу таких путей относятся снови­дения (Ф. назвал их «королевской до­рогой в бессознательное»), грезы, слу­чайные ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также явления психичес­кой патологии, симптомы невроза. При­рода этих феноменов одинакова: они выступают в качестве компромисса, слу­жащего удовлетворению как желаний бессознательного, так и цензурных требований предсознательного.

Концептуальное ядро теории Ф., сложив­шееся в ранний период, стало основой первой психоаналитической системы. Др. ее краеугольным камнем явилось учение о либидо и детской сексуаль­ности. Учение о либидо было призва­но заменить учение о прямой сексу­альной детерминации неврозов, уточ­нить вопрос о природе бессознатель­ных побудительных сил. В связи с учением о либидо получает дальней­шее развитие наметившийся в ранний период энергетический подход к пси­хике. Психическая энергия, часто фигу­рировавшая в работах Ф. с начала 90-х годов, была интерпретирована как энергия либидо. Мысля ее как коли­чественно изменяющуюся субстанцию (здесь сказалось влияние школы Гельмгольца), Ф. описал способы превраще­ния либидо. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных обра­зований (стыд, мораль) и сублимации. С т. зр. учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерми­нированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Неизбежная трудность сведения всего человеческо­го поведения к проявлениям, сексуаль­ности, влияние событий 1-й мировой войны, критика со стороны оппонен­тов заставили Ф. пересмотреть струк­туру инстинктов. Он вводит новую дуа­листическую схему, где действующие в психике инстинктивные импульсы трактуются как проявление двух кос­мических «первичных позывов» — Жизни и Смерти. Наряду с этим была произведена также переоценка роли ин­стинктов и той области психики, к-рую они конституируют. В работе «Я и Оно» (1923) Ф. развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодейст­вия трех инстанций — Я, Оно, Сверх-Я. Бессознательное Оно — это, по Ф., «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательно-предсознательного Я явл. такое удовлетворение импульсов Оно, к-рое не шло бы вразрез с требова­ниями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит Сверх-Я — представитель об-ва, внешн. идеала и авторитета в психике челове­ка. Данными теоретическими нововведе­ниями первая психоаналитическая сис­тема была преобразована во вторую психоаналитическую систему. Учение Ф., не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением Ф. чело­века и культуры. В основе его лежало убеждение Ф. в антагонизме природ­ного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознатель­ного и культуры. Причиной этого ан­тагонизма на внутрипсихическом уров­не (противоречия между Оно, Я и Сверх-Я, между цензурой и желаниями) явл. культура с ее идеалами, норма­ми, требованиями. Культура, по Ф., основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Следствием такого понима­ния культуры стала романтическая критика ее, к-рая сначала была на­правлена против отдельных институтов культуры, но позднее акцент был пере­несен на культуру в целом. В работе «Неудовлетворенность в культуре» (1930) Ф. приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к умень­шению человеческого счастья и усиле­нию чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. При объяснении происхож­дения и сущности институтов культу­ры Ф. исходил из убежденности в по­добии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов фор­мирования нормальных и патологичес­ких явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симп­томами невроза навязчивости и рели­гиозными обрядами, объявить религию «коллективным неврозом». Наличие в психике человека типических форм ре­агирования (Эдипов комплекс) и кол­лективных символов указывает, по Ф., на реальные события в истории чело­вечества, памятью о к-рых выступают эти психические феномены. Психологи­ческие и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психоло­гию и психиатрию первой -половины XX в., а фрейдистская методология познания обществ, явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бес­сознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась по­следователями Фрейда.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: