ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889—1975) —брит, историк, дипломат, обществ, деятель, социолог и философ, представитель философии культуры. Его 12-томный труд «Исследование истории» (1934—1961) представляет собой попытку уяснить смысл исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала при помощи общенаучных классифицирующих процедур и специфических понятий филос.-культурологического ряда. Тойнби отличает острое ощущение реальной возможности гибели всех тех завоеваний разума и духа, которые составляют богатство современой зап. цивилизации. В этом отношении он, как и большинство интеллектуалов его поколения, сформировался под влиянием опыта 1-й мировой войны, нанесшей смертельный удар иллюзиям либерального прогрессизма. Вторая фундаментальная установка Тойнби— культурологический плюрализм, убеждение в многообразии форм социальной организации человечества, каждая из них, по Тойнби, имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь — от самых грубых ее проявлений до высочайших взлетов творческого воображения.
|
|
До Тойнби аналогичные выводы делали рус. естествоиспытатель и философ Н. Я Данилевский (1822—1885) и Шпенглер. Тойнби отстаивает своеобразие исторической жизни, отвергая подходы биологизирующего натурализма, основанного на представлении о фатальной предопределенности будущего присущим всякому организму законом жизненного цикла. Биологические аналогии играют существенную роль в построениях Тойнби, но он старается уравновесить их признанием специфически человеческого начала сознательного целеполагания и свободного самоопределения, совместить принципы свободы и необходимости в интерпретации исторических событий. Тойнби признает, что обществ, развитие носит естественноис-торический хар-р, будучи соединением свободы и необходимости. Как природный процесс, обществ, жизнь предстает в виде совокупности дискретных единиц социальной организации, к-рые Тойнби называет «цивилизациями». Он уподобляет их биологическим видам, имеющим свойственную только им среду обитания («ареал»). Исторический процесс в его концепции привязывается к географическим условиям, к-рые играют существенную роль в создании неповторимого облика каждой цивилизации.
В терминах «философии жизни» Бергсона Тойнби так описывает осн. фазы исторического существования цивилизации: «возникновение» и «рост» относятся на счет энергии «жизненного порыва», а «надлом», «упадок» и «разложение» связаны с «истощением жизненных сил». Но не всем цивилизациям суждено пройти весь путь от начала и до конца, нек-рые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании. Признание уникальности жизненного пути каждой цивилизации заставляет Тойнби перейти к анализу собственно исторических факторов процесса. К ним он относит, прежде всего, «закон вызова и ответа». Само возникновение цивилизации, так же как и ее дальнейший прогресс, определяются, по Тойнби, способностью людей дать адекватный «ответ» на «вызов» исторической ситуации, в, к-рую входят не только человеческие, но и все природные факторы. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, к-рые, накапливаясь, приводят к «надлому», а затем и к дальнейшему упадку. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации есть социальная функция т. наз. «творческого меньшинства», к-рое выдвигает новые идеи и самоотверженно проводит их в жизнь, увлекая за собой остальных. В эпохи начала и тем более расцвета цивилизации власть сосредоточена в руках людей, обладающих дарованиями и заслугами, тем самым и моральным авторитетом в об-ве. С течением времени происходит постепенное ухудшение состава правящей элиты, по мере того как.она превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся касту. Тогда на сцену истории выходит «господствующее меньшинство», опирающееся уже не на дарования, а на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. В этих условиях растет сознание несправедливости социального строя и происходит «раскол в духе».
|
|
Творческие люди мысленно обращаются к «др. правде», механически исполняя повседневные обязанности. С др. стороны, на противоположном полюсе скапливается «внутр. пролетариат» — слой людей, ведущих паразитическое существование и неспособных ни к труду, ни к защите отечества, но в любой момент готовых к возмущению, коль скоро не будут удовлетворены их требования «хлеба и зрелищ». На внешних границах цивилизации появляется «внешний пролетариат» — народы, не успевшие еще сделать решающего скачка, отделяющего первобытное обществово от цивилизации. Строй, подточенный внутреннем противоречиями, рушится под напором варварской силы. Но роковой предопределенности в таком развитии событий нет, гибель цивилизации, по Тойнби, можно отсрочить посредством рациональной политики правящего класса. Оценивая современное состояние «цивилизации зап. христианства», Тойнби делает вывод о наличии в ней симптомов кризиса. Однако он считает, что есть надежда избежать печального конца или, по крайней мере, отдалить его.
Спасение может прийти от «единения в духе» путем приобщения к вселенской религии на основе объединения существующих мировых проповеднических культов. С его т. зр., образование мировых религий — это высший продукт исторического развития, воплощающий культурную преемственность и духовное единство вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций. Тойнби обр., Тойнби в конечных выводах своего исследования восстанавливает, хотя и в ослабленной форме, идею единства мировой истории. Мировая цивилизация оказывается не предпосылкой, а рез-том исторического процесса. Одной из сторон современной истории явления «вестернизация», т. е. проникновение зап. науки, технологии и основанного на них индустриализма во все мировые сообщества. Положительно оценивая эти процессы, Тойнби отмечает и их негативные стороны, например, экологические и политические проблемы, рожденные соперничеством «сверхдержав». Он подчеркивает гуманитарную обязанность развитых стран оказывать помощь «миллиардам голодных».