О. Шпенглер о «Закате Европы». Культура и цивилизация

Наряду с методом анало­гии Шпенглер с целью доказательства «па­раллельно-одновременного» характера прохождения этих стадий всеми истори­ческими культурами использует метод гомологии. Цивилизация обладает од­ними и теми же признаками везде. Она есть симптом и выражение отми­рания целого культурного мира как организма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в «небытие» куль­туры, этнический хаос, в не порождаю­щий более культурной индивидуально­сти. Предельно политизированная куль­турология Шпенглер строится на идее предо­пределенности близкой гибели Запада. Глубоко переживая идею гибели западноевроп., «фаустовской», культуры, Шпенглер при этом теоретически и полеми­чески демонстрирует весьма противо­речивую, если не двусмысленную, по­зицию, приветствуя разрушительные факторы «цивилизации», такие, напр., как переизбыток техники, гиперурба­низм, подчинение человечеством всей природы, война.

В области философии науки Шпенглер стремился акцентировать ис­торико-культурную обусловленность научных концепций, выделить исто­рический, подвижный элемент картин мира, оценить по достоинству значе­ние открытий естественных наук, особенно физики, для понимания дина­мизма общей мировоззренческой кар­тины, какой она складывалась в нача­ле XX в. Концепцию Шпенглер характери­зует абсолютизация роли духовной традиции, отрицание за наукой функ­ции объективного познания действи­тельности. Шпенглер подчеркивает антропо­морфную, магически-суеверную основу научного мышления. Задачу науки, так же как и др. форм культуры, он видит в символизации, смысловой органи­зации действительности. В то же время Шпенглер предвидел развитие самосознания науки в направлении все большей историчности.

Шпенглер перенес некоторые по­ложения теории энтропии в сферу со­циально-исторического познания, что послужило обоснованию апокалипсиса зап. культуры. Шпенглер спрогнозировал мн. явления в совр. науке — как, напр., возрастающее методологическое един­ство дисциплины, сращенность отдель-. ных наук в будущем, перенасыщен­ность научного языка символикой и т. п. Очевидно воздействие на взгляды Шпенглер становления неклассической науки: по Шпенглер, именно она сделала абсолютно наглядной «душевную противополож­ность», которую осуществили в мире ан­тичная и западноевроп. культуры — первая, тяготея к принципу телесности, скульптурности, вторая — с самого на­чала стремившаяся к «обесплочиванию» мира, что Шпенглер считает прасимволом зап. культуры, запечатленным в кельт­ском и древнегерм. эпосах.

Влияние концепции Шпенглер носит разносторонний характер. Метод морфологического ана­лиза, концепция «эквивалентных куль­тур» стимулировали изучение локаль­ных цивилизаций. Философия культуры Шпенглер оказала значительное влияние на т. наз. историческую школу в науке (Кун, Фейерабенд и др.). Большое зна­чение для совр. философии культуры имеют установки Шпенглер на выявление общего языка культуры, культурной символики, а также гипотезы, касаю­щиеся языка. В работах 20—30-х гг. обнаруживается растущая реакцион­ность взглядов Шпенглер, прежде всего поли­тических. К концу существования Вей­марской республики он близок к фа­шизму, однако в 1933 г. отклоняет пред­ложение национал-социалистов о сот­рудничестве. В последующем критика Шпенглер политики властей повлекла за собой распоряжение не упоминать его имя в политической печати. В одной из наибо­лее значительных работ Шпенглер этого пе­риода, «Человек и техника», на смену его концепции эквивалентных высоких культур приходит упрощенно-монисти­ческая картина всемирного развития, вульгаризованные мотивы «воли к власти», борьбы за существование. Антиномия «культура — цивилизация» снимается в интерпретации всемирной культуры исключительно как «искусст­венности», противоестественности. Тем самым за развитием человечества от­рицается культурно-духовное значение.

Исключением Шпенглер считает лишь триумф научных открытий, порожденных тех­ническим гением Запада,— сюда он пе­ремещает центр тяжести духовности «фаустовского человека». Наряду, с определением техники как «тактики жизни» Шпенглер утверждает трансцендент­ный характер целей технической дея­тельности, не содержащей в себе ничего прагматического, ее символическую, «душевно-духовную» необходимость, самозабвенное и самоубийственное подвижничество зап. человека. Шпенглер первый на фоне недооценки фактора техники зап. мыслью поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном хар-ре воздействия тех­ники на природу и об-во. Особенное значение имел тезис об ощбствен­ных закономерностях развития техни­ки, ее автономности, так же как и фун­даментальная тенденция анализировать технику в рамках общего историчес­кого процесса культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: