Наряду с методом аналогии Шпенглер с целью доказательства «параллельно-одновременного» характера прохождения этих стадий всеми историческими культурами использует метод гомологии. Цивилизация обладает одними и теми же признаками везде. Она есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в «небытие» культуры, этнический хаос, в не порождающий более культурной индивидуальности. Предельно политизированная культурология Шпенглер строится на идее предопределенности близкой гибели Запада. Глубоко переживая идею гибели западноевроп., «фаустовской», культуры, Шпенглер при этом теоретически и полемически демонстрирует весьма противоречивую, если не двусмысленную, позицию, приветствуя разрушительные факторы «цивилизации», такие, напр., как переизбыток техники, гиперурбанизм, подчинение человечеством всей природы, война.
В области философии науки Шпенглер стремился акцентировать историко-культурную обусловленность научных концепций, выделить исторический, подвижный элемент картин мира, оценить по достоинству значение открытий естественных наук, особенно физики, для понимания динамизма общей мировоззренческой картины, какой она складывалась в начале XX в. Концепцию Шпенглер характеризует абсолютизация роли духовной традиции, отрицание за наукой функции объективного познания действительности. Шпенглер подчеркивает антропоморфную, магически-суеверную основу научного мышления. Задачу науки, так же как и др. форм культуры, он видит в символизации, смысловой организации действительности. В то же время Шпенглер предвидел развитие самосознания науки в направлении все большей историчности.
|
|
Шпенглер перенес некоторые положения теории энтропии в сферу социально-исторического познания, что послужило обоснованию апокалипсиса зап. культуры. Шпенглер спрогнозировал мн. явления в совр. науке — как, напр., возрастающее методологическое единство дисциплины, сращенность отдель-. ных наук в будущем, перенасыщенность научного языка символикой и т. п. Очевидно воздействие на взгляды Шпенглер становления неклассической науки: по Шпенглер, именно она сделала абсолютно наглядной «душевную противоположность», которую осуществили в мире античная и западноевроп. культуры — первая, тяготея к принципу телесности, скульптурности, вторая — с самого начала стремившаяся к «обесплочиванию» мира, что Шпенглер считает прасимволом зап. культуры, запечатленным в кельтском и древнегерм. эпосах.
Влияние концепции Шпенглер носит разносторонний характер. Метод морфологического анализа, концепция «эквивалентных культур» стимулировали изучение локальных цивилизаций. Философия культуры Шпенглер оказала значительное влияние на т. наз. историческую школу в науке (Кун, Фейерабенд и др.). Большое значение для совр. философии культуры имеют установки Шпенглер на выявление общего языка культуры, культурной символики, а также гипотезы, касающиеся языка. В работах 20—30-х гг. обнаруживается растущая реакционность взглядов Шпенглер, прежде всего политических. К концу существования Веймарской республики он близок к фашизму, однако в 1933 г. отклоняет предложение национал-социалистов о сотрудничестве. В последующем критика Шпенглер политики властей повлекла за собой распоряжение не упоминать его имя в политической печати. В одной из наиболее значительных работ Шпенглер этого периода, «Человек и техника», на смену его концепции эквивалентных высоких культур приходит упрощенно-монистическая картина всемирного развития, вульгаризованные мотивы «воли к власти», борьбы за существование. Антиномия «культура — цивилизация» снимается в интерпретации всемирной культуры исключительно как «искусственности», противоестественности. Тем самым за развитием человечества отрицается культурно-духовное значение.
|
|
Исключением Шпенглер считает лишь триумф научных открытий, порожденных техническим гением Запада,— сюда он перемещает центр тяжести духовности «фаустовского человека». Наряду, с определением техники как «тактики жизни» Шпенглер утверждает трансцендентный характер целей технической деятельности, не содержащей в себе ничего прагматического, ее символическую, «душевно-духовную» необходимость, самозабвенное и самоубийственное подвижничество зап. человека. Шпенглер первый на фоне недооценки фактора техники зап. мыслью поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном хар-ре воздействия техники на природу и об-во. Особенное значение имел тезис об ощбственных закономерностях развития техники, ее автономности, так же как и фундаментальная тенденция анализировать технику в рамках общего исторического процесса культуры.