Славянофилы – основоположники «почвенного» направления в русской философии

Своеобразным направлением в русской философии явилось славя­нофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Киреев­ский (1806—1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе.

В самобыт­ности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных соци­ально-политических и философско-исторических проблем, связан­ных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты».

По сло­вам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную исто­рию как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были ус­мотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, де­морализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофи­лы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерар­хической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение це­лостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духов­ного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций че­ловека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», рели­гия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась кон­цепция русского исторического процесса.

Убеждение славянофилов в особой роли русского народа в истории легло в основу учения Данилевского Николая Яковлевича(1822-1885). Его даже считали идеологом панславизма. В истории Данилевский выделял 12 культурно-исторических типов (цивилизаций). Подобно живому организму, они находятся в развитии и борьбе друг с другом, с внешней средой. История - это смена культурно-исторических типов, которые проходят определенные стадии роста, расцвета, а затем дряхлеют и умирают. Среди 12 "культурно-исторических типов" он называет такие, как египетская, китайская, европейская, греческая, римская.

Наибольшее внимание в современной истории Данилевский уделил германо-романскому и славянскому типам. По его мнению, пришло время для расцвета славянского типа в самобытный, особый, который должен стать первым, гармонически соединяющим основные виды человеческой деятельности: религию, науку, политику, экономику.

Данилевский был уверен, что со временем возникнет всеславянская федерация. Его учение оказало влияние на культурологические теории русских философов, в частности К. Леонтьева.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало вы­ражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода россии от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: