Западники

К западникам относятся выдающиеся мыслители — В.Г. Белинский (1811 — 1848), Н.Г. Чернышевский (1828—1889), Н.А. Добролю­бов (1836—1864), Д.И. Писарев (1840—1868), А.И. Герцен (1812—1870). Это талантливые литературные критики, философст­вующие публицисты, общественные деятели. Западники прошли по­учительную школу немецкой классической философии и французско­го Просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализ­му, стремясь, однако, сохранить диалектический метод Гегеля. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокооргани­зованной материи — мозга. (Выдающаяся роль в исследовании функ­ций мозга принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову, на труды которого опирался, в частности, Н.Г. Чернышевский.)

Среди запад­ников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чер­нышевский. Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этичес­кими и, что очень важно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоиз­ма», и поныне рождающую споры. В области эстетики (о чем он написал свой труд «Об эстетическом отношении к действительнос­ти») Чернышевский рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому, «прекрас­ное — это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии — существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и выступления.

Александр Иванович Герценв своем мировоззрении прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейное развитие — это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями. Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герце­на, — это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и ра­циональные приемы человеческого ума. Он стремился обосновать закономерность движения человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. По Герцену, грядущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед при­родой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Он ратовал за снятие крайностей материализма и идеализма. В молодости он был глубоко верую­щим, впоследствии разделял идеи атеизма, говоря точнее, находил­ся в поисках и колебаниях в этом вопросе. Герцен уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества; он критиковал как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунисти­ческие утопии. Размышляя над проблемой свободы и необходимос­ти, он стремился избежать крайностей и фатализма, и волюнтариз­ма, пытался осмыслить историю как «свободное и необходимое Дело», развивал идею единства среды и личности, исторических об­стоятельств и человеческой воли.

Он исходил из того, что пути к социализму многообразны и зависят от исторически сложившихся форм общественной жизни и культуры. Относительно России он считал, что для нее наиболее приемлем крестьянский социализм, так как русская деревенская община содержит его зачатки. Хотя Герцен верил в идеи социа­лизма, но не рассматривал его как окончательную и совершен­ную форму общественного устройства, при этом от методов революционного преобразования он склонялся все же к рефор­мистским путям совершенствования общества. В своем произве­дении «С того берега» он поставил резонный и мудрый вопрос: «Где лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало нами придуманную программу?» Другими словами, какие существуют объективного характера ручательства в том, что идеалы социализ­ма осуществимы?

В области философии истории в фокусе его внимания была про­блема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийного хода истории, т.е. бессознательного на­чала в историческом потоке, и сознательной деятельности индиви­дов и общества в целом в виде развития научного знания. Герцен боролся за просвещение масс, подготавливающее их к социально­му перевороту. Но после поражения революции 1848 г. он суще­ственно пересмотрел некоторые основные положения своих соци­ально-философских воззрениях, в частности, отказался от идеи ра­зумности хода истории, подверг резкой критике различного рода со­циальные утопии и романтические иллюзии. В своей критике за­падноевропейской цивилизации Герцен дошел до скептицизма, ставя под сомнение способность человеческого разума понять и предвидеть направление исторического развития. Он пришел к выво­ду о возможности для России иного, отличного от западноевропейско­го пути развития, рассматривая общину как основу для такого разви­тия, видя в мирской сходке эмбрион, из которого должна произойти самая широкая общественность. Он возвел фундамент для поздней­шего русского народничества. Но чем дальше, тем все больше он чув­ствовал, что Россия заражается «буржуазной оспой».

Последним словом социально-философских воззрений Герцена явились письма к М.А. Бакунину, направленные против крайностей его революционной теории: призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, требований не «учить народ», а «бунтовать его». Герцен говорит теперь уже так: нельзя звать массы к такому социальному перевороту, потому что насили­ем и террором можно только расчищать место для будущего, но не создавать новое. Для социального созидания необходимы «идеи построяющие», нужна сила, нужно народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобож­дены внутри».

Философское знание русская мысль наполнила гуманистическим содержанием. Это произошло и под влиянием русской литературы. Произведения Достоевского, Толстого, их философия оказывают мощное влияние на становление русской философии. Ориентация на гуманитарное знание, на литературу, искусство, большое внимание к проблеме человека характерны для русской философии этого периода Будучи одной из самых человечных, наша философия оказала влияние на Западную философию, например, на формирование такого направления как экзистенциализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: