double arrow

Христианский социализм С.Н.Булгакова

Опыт реализации социалистической идеи в России оказал значительное влияние на мировую историю ХХ века. Прежде всего, он обусловил развитие нашей страны на протяжении многих десятилетий и продолжает сказываться на ее жизни сегодня. Всеобъемлющий кризис, к которому привела попытка построения социализма, имеет много аспектов и проявлений, и в их ряду следует особо выделить резкую поляризацию российского общества, в том числе – политическую, в основе которой лежит отношение к социализму. При этом необходимо заметить, что в обыденном сознании российских граждан не проводится различие между социалистическим морально-этическим идеалом, социалистической идеей (теорией) во всем ее многообразии и социализмом как социально-политическим строем. Это обстоятельство препятствует формированию адекватного социально-политического поведения.

В статье «О социальном морализме (Т.Карлейль)», написанной С.Н.Булгаковым в 1911 году, высказана замечательная мысль, во многом объясняющая духовную эволюцию самого философа. Суть ее в том, что предпосылки социально-политических взглядов человека лежат в его общем религиозно-этическом мировоззрении. «Свет, который светит нам в жизни и благодаря которому мы становимся способны различать добро и зло, правду общественной жизни, - утверждает он, - светит нам не извне, не из завоеваний научного знания, а изнутри, из глубины нашего нравственного существа, из тайников нашей совести. В основе всех общественных идеалов… лежат требования социальной совести, которая не спрашивается у науки и не нуждается в научной санкции для своего суда»(1).

Критически анализируя теорию прогресса, лежащую в основе социальной философии позитивизма, С.Н.Булгаков указывал на неудовлетворительное решение ею этических проблем. В частности, он отмечал, что эта теория критерием прогресса провозглашает «возможно больший рост счастья возможно большего числа людей», хотя «точка зрения как социального, так и индивидуального эвдемонизма является этически самой грубой и не способна ответить запросам мало-мальски развитого сознания». Признавая, что счастье «есть естественное стремление человека», Булгаков подчеркивает, что «нравственным является лишь то счастье, которое есть попутный и непреднамеренный результат нравственной деятельности, служения добру».

Начав с философско-этической критики позитивизма как мировоззренческой основы «научного социализма», С.Н.Булгаков по мере развития революционных событий в России переходит к анализу социализма как социально-экономического феномена и одновременно – идеалу общественного устройства. И по мере того, как в советском строе все больше проступали черты тоталитаризма, менялись и его взгляды на нравственную сущность социализма как общественного идеала. К числу работ, которые дают наиболее полное и яркое представление об эволюции взглядов философа, относятся статьи «Христианство и социализм»(1917 г.), «Православие и социализм» (1930 г.) и «Душа социализма» (1931-1933 гг.).

Говоря о целях социалистического движения, С.Н.Булгаков указывает на их мещанский характер. В нем, пишет он в статье «Христианство и социализм», «борьба за свои экономические интересы, личные и классовые, проповедуется как основное, руководящее начало жизни». И когда социализм «показывает свое подлинное лицо, как теперь в России,… в нем обнажаются самые низкие, животные инстинкты человеческой природы». Духовный облик социализма философ называет «социал-буржуйством». И грех социализма он видит не в отрицании капитализма, который сам характеризует как «организованный эгоизм», а в том, что социализм «отрицает его недостаточно радикально, сам духовно пребывая еще в капитализме», «разделяет с капитализмом его неверие в духовную природу человека», тем самым унижает человека, поскольку не признает в нем нравственную личность (7).

Сравнивая этический идеал социализма – идеал всеобщей сытости – с первым искушением Христа в пустыне из легенды о Великом инквизиторе Достоевского, философ разделяет тревогу писателя о том, что обеспечение всеобщего благополучия на основе ограничения самодеятельности индивидов и развития производительных сил общества на основе жесткой централизации и сосредоточения всех хозяйственных рычагов в руках государства, абсолютном приоритете социальных ценностей над индивидуальными, государства над личностью, материального над духовным, чревато утратой свободы личности. «Самое богатое развитие производительных сил, экономический расцвет может сопровождаться,- пишет он,- таким порабощением человека хозяйственной стихии, таким духовным его пленением, какого не наблюдается и при крайней бедности».

Стремясь выявить мировоззренческие истоки социалистического общественного идеала, С.Н.Булгаков приходит к выводу, что они находятся в социалистической антропологии. Центральной идеей ее, по мнению философа, является вера в «беспредельную способность человеческой природы к совершенствованию, если только она поставлена в соответствующие условия», и в то, что «все порочные наклонности человека происходят от бедности и побеждаются вместе с нею, ибо человек всецело зависит от хозяйства». «Этот экономический догмат,- подчеркивает он, - со всей решительностью выраженный в марксизме, присущ в большей или меньшей степени всем социалистическим учениям» (9). Такое представление о человеке Булгаков считает бедным и поверхностным. Вместе с тем он указывает на его противоречивость: с одной стороны – безграничный антропологический оптимизм, ас другой – представление о человеке как убогом существе, все притязания которого исчерпывается сытостью.

Сам философ разделяет точку зрения христианской антропологии, согласно которой человеческая природа повреждена грехом, но сам человек является образом и подобием Божиим, иными словами, в человеке заложена способность достигать как бездн падения, так и высот духа. И только духовное развитие человека и человечества является залогом успешной борьбы с социальным злом, хотя и не окончательно его преодолевает. В этом мире не может быть достигнуто совершенство общественного устройства, пока не произошло преображение человека; именно поэтому невозможен и «земной рай». Совершенство будет только в Царстве Божием.

Однако, говоря о практическом значении социализма, С.Н.Булгаков утверждает, что есть полное основание принимать его в качестве благодетельной общественной реформы, направленной на борьбу с общественным злом. Но при этом делает две оговорки: во-первых, что критерием приемлемости социалистических мероприятий должны быть отсутствие грубого насилия и сообразность со здравым смыслом. И, во-вторых, необходимость относиться к социализму только как к паллиативу, видеть в нем только одну из форм благотворительности, подчеркивает, что «как бы ни было ценно и благотворно его социальное воздействие», в духовном отношении его действие «убийственно и притупляюще».

Можно не соглашаться с философом, когда он утверждает, что социальные общности являются всего лишь «отвлеченными обобщениями», но справедливость его опасений по поводу последствий социальной политики, основанной на подчинении интересов индивида интересам социума, сегодня, после пережитого опыта тоталитарных режимов, не вызывает сомнений.

Под «экономизмом» С.Н.Булгаков понимает общее признание зависимости человеческой личности от природы, которая и осуществляется и преодолевается трудом, создающим ценности или богатства, а с ними и всю человеческую культуру, наполняет всю современную эпоху, но предельное выражение имеет в марксизме. Мир как хозяйство, и человек как хозяин – такова основная идея этой антропологии, подчеркивает он, и из нее вытекает «нехитрая мораль экономического эмпиризма»: всякое умножение потребностей есть благо, а стремление к богатству и себялюбие есть единственный критерий в хозяйственной жизни, а хозяйственная борьба понимается как частный случай общей борьбы за существование.

Материалистическому экономизму Булгаков противопоставляет христианское понимание хозяйства, согласно которому оно «есть не только рабство человека стихиям, но и непрестанное откровение о человеческом духе, торжество и откровение человечности». Хозяйственное отношение к миру есть действенное отношение, в котором человек овладевает природой, очеловечивая ее и делая своим профетическим телом. При этом философ признает христианское вероучение о труде в поте лица для поддержания жизни и непрестанной борьбы со смертью результатом грехопадения человека, и в признании рабского характера труда, его подневольности и корыстности видит правду марксизма. Но сам главный акцент делает на том, что и в падении человек сохраняет свою творчески-художественную природу и стремление перерасти себя. Ссылаясь на Библию, он утверждает, что труд есть религиозный и общественный долг человека: сама жизнь человека не существует вне его хозяйственного творчества, которое «постольку лежит на путях Божиих», но при этом обстановка труда не есть дело личного самоопределения, так как есть процесс общественный (16). Тем самым Булгаков ставит вопрос о создании предпосылок выполнения религиозного долга человека через труд средствами социальными.

Таким образом, в философском наследии С.Н.Булгакова можно выделить следующие аспекты социализма, в которых содержится их нравственная характеристика: а) социализм как общественно-политическое движение и социально-политические мероприятия, целью которых является помощь всем страждущим и эксплуатируемым, б) социализм как систему социально-экономических мероприятий, проводимых социалистическим государством в целях обеспечения материального благосостояния народа на основе централизованного управления хозяйством, в) социалистическую систему ценностей, ядром которой является социалистический идеал общественного устройства, главными чертами которого философ называет всеобщую сытость и отсутствие социальных конфликтов (на основе всеобщего равенства)и, наконец, средства достижения социалистического идеала – классовую борьбу в форме революций.

Идея прогресса, в том виде, как она была представлена в европейской и русской мысли XIX века, достаточно противоречива, амбивалентна. С одной стороны, "вера в прогресс" предполагает, что история человечества закономерна и предсказуема, а значит, "роль личности в истории" ничтожна, человек не в силах изменить "объективный" ход событий; с другой стороны, идея прогресса - это всегда призыв к человеческой активности, к целеустремленной созидательной деятельности.

Булгаков, отыскивая пути разрешения этой дилеммы, особо обращал внимание на предсказуемость и закономерность исторического процесса. Он обосновывал ее с помощью провиденциализма, наиболее архаичного типа философии истории: облик преображенного, "охозяйствленного" мира, по Булгакову, предопределен в замыслах Бога. Человек же - "око мировой души": хозяйственная деятельность возможна потому, что он интуитивно проникает в сферу Божественных замыслов о мире и облекает их в плоть и кровь. Таким образом, человек не творит сам, не рождает ничего принципиально нового, того, что не было бы предвидено Богом; конец истории - восхождение мира к софийному образцу - предопределен вплоть до деталей. "София правит историей как Провидение, как объективная ее закономерность, как закон прогресса, - писал Булгаков в "Философии хозяйства". - Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет". В какой-то мере мыслитель полагал, что даже исход внутренних исканий человека предопределен свыше: в одной из своих богословских работ Булгаков трактует испытания в вере, борения духа как знак особой милости Бога - "голос немощи естества поднимается здесь лишь для того, чтобы, выявившись, быть тотчас же и заглушенным. И вопрос возникает лишь для того, чтобы обессилиться уже имеющимся ответом.

Признавая социализм как средство «попечения о трудящихся и обремененных», философ решительно возражает как против социалистического идеала сытости на основе уравнительности, так и против средств его достижения в виде революционного насилия и крайней этатизации жизни в социалистическом обществе, характеризуя последнее как царство Великого инквизитора.

Исторический опыт ХХ века подтвердил правоту выводов С.Н.Булгакова о нравственной несостоятельности революционизма, о возможности осуществления сильной социальной политики в условиях хозяйственной свободы индивидов, частично ограничиваемой и регулируемой государством, и о деструктивности ставки на экономического человека с его ориентацией на приоритет материального над духовным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: