1. Ознакомиться с теоретическим описанием к данной работе.
2. Нажать рукоятку (7) вниз до отказа и подложить под рычаг (6) подставку из теплоизоляционного материала с таким расчетом, чтобы после опускания рукоятки стержень (3) не касался основания (1).
3. Включить нагревательный элемент в осветительную сеть с напряжением 220 вольт. При этом переключатель вида измерений должен стоять в положении "температура". Дождаться, когда разность температур между стержнем и основанием достигнет 20°С (рис. 2.26).
4. 4. Неотключая нагреватель от сети, быстро пинцетом подложить образец под стержень и, нажимая на рукоятку (7), убрать подставку под рычагом (6).
5. 5. Установить индикатор переключателем в положение "ТЭДС" и опустить рукоятку (7). При этом стержень должен плотно прижать образец к основанию.
6. Записать показание прибора по верхней шкале, нажать рукоятку (7) вниз и подпереть рычаг. Переключить индикатор в положение "температура" и ждать, пока разность температур не достигнет 40°С. Образец сдвинуть в сторону.
|
|
7. Повторить пункты 4, 5 и 6, но ждать, пока разность температур не достигнет 60°С.
8. Проделать то же самое при разности температур в 80°С и 100°С.
9. Для каждого случая найти коэффициент термоэдс как результат деления разности потенциалов на разность температур.
10. Результаты всех измерений и вычислений занести в таблицу.
Таблица 2.6
Δ E | |
Δ T | |
α | |
ζ |
Для каждого значения α вычислить потенциал Ферми ζ и занести в таблицу.
11. Найти среднее значение потенциала Ферми , подсчитать абсолютную и относительную ошибки.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается эффект Зеебека?
2. Что представляет собой эффект Пельтье?
3. В чем сущность эффекта Томсона?
4. Какова связь между коэффициентами Зеебека, Пельтье, Томсона?
5. Какова связь между коэффициентом термоэдс и потенциалом Ферми?
Литература [3] 7.1, 7,2; [5] 9.79-9.81; [6] 9.1-9.4.
Рис 2.26. График перевода эдс термопары в температуру