Формирование рабочего класса

Постепенное возведение в городах промышленных объектов приводило к росту численности рабочих и изменению национального состава.

Рабочие в основном были сосредоточены в местах развития горной промышленности к концу XIX в. их насчитывалось - 19 тыс. человек, а к 1902 г.- 30 тыс. рабочих.

Рабочий состав было многонациональным, 60-70% составляли - казахи, а остальные русские, украинцы, татары и др.

Рабочее движение.

Условия труда были крайне тяжелыми, рабочий день длился до 14- 16 часов, низкая оплата. Худшими были условия труда и быт рабочих горной, золотодобывающиих предприятиях, где властвовал частный капитал. Производственый процесс в основном базировался тяжелом ручном труде. Нехватка рабочих-мужчин приводила к использованию в них труда женщин и малолетних:

- Доля женщин в золотодобывающей промышленности Казахстана состовляла от 1- 4%. В целом по краю в 1873 г. женщины составляли 12%, 1893 г. - 17,8%.

- С 90-х гг. XIX в. в рудниках стали широко применять детский труд. Доля маловозрастных рабочих (до 16 лет) выросла до 14%.

Основные формы рабочего движения к Казахстане.

-Написание жалоб, петиции.

-Бегство с предприятий.

В 1880 г. в промыслах Семипалатинской области 2,7 %, в 1890 - 4,7%, в1896-- 6,4 % оставили свои рабочие места. Для пресечения этого с конца XIX в. стали применять в отношении беглецов наказания в виде заключения в тюрьму сроком До 3 месяцев. Доставившие беглецов получали определенную премию.

-Забастовка

Одна из первых забастовок произошла в 1849 г. на приисках Кокчетавкого горного округа. 150 рабочих, воруженных кайлами, лопатами, топорами, бросив работу, потребовали от управляющего расчета;

В 1887 г. поднялась на забастовку казахские рабочие горной промышленности Усть- Каменогорского уезда. Они добились повышения заработной платы;

В 1891 г. на Владимирском золотом прииске Усть-Каменогорского уезда прошла несколько организованных выступлений, руководителями которых стали И.Жагалтайулы, У.Жангазыулы, У. Толегенулы и др.

В 1893, 1895, 1899 гг. прошли забастовки рабочих Западно-сибирской железной дороги.

- Военные столкновения между рабочими к собственниками производства. В 1890 г. во время одного столкновения погиб управляющий Асташевским рудником Алтая.

Причины слабости рабочих движений:

-стихийность

-мелкость и производства;

-малочисленность рабочих;

Связи Казахстана с Синь-цзяиом в первой половине XIX в. вначале XIX в. в развитии торговых связей особую роль играли Бухтарминская, Коряковская, Усть-Каменегорская крепости, превратившиеся в экономические центры обмена с Востоком города Семипалатинск и Петропавловск. В устойчивом развитии экономических связей с Цинской империей связующую роль играли состоятельные казахские султаны и бии. Влиятельный султан Бура-Нанманского рода Среднего жуза Кудайменды, направив в Петербург своего сына Габдуллу для получения официального разрешения на отправку торговых караванов от расположенной на правобережье Иртыша Ямышсвской крепости в Синьцзян, старался упрочить ведение торговли с Китаем через казахскую степь. Однако, удаленность Ямышевской крепости от границы с Китаем затруднила осуществление поставленной цели.

Вначале XIX в. частые обмены с китайскими купцами совершались в расположенной вблизи китайских пограничных пунктов Бухтарме. На отправленного в 1811 г. в пограничный район с особыми полномочиями переводчика Н.Г.Путимцева российское правительство возложило задачу выяснения возможностей китайской торговли через Бухтарму. В 1809 г. купец Нерпин, выехав из г. Тара с товаром на сумму 5000 рублей, поехал через Бухтарму, продал товары в городе Чугучак и возвратился в крепость. В 1812 г. ташкентские купцы Миркурбан Нияз и Ахади Ашир провели караван с товарами на сумму 1 млн. рублей, которые с выгодой продали в Кульдже.Вначале XIX в., в целях предотвращения грабежа караванов охрана торговцев, выезжаемых из Казахстана в Китай, была возложена решением правительства на казачьи отряды. В 1796 г. багдадские купцы, выйдя с ценными товарами из Стамбула, прибыли в Семипалатинск. Учащение крупных торговых караванов в Казахстан из далекого Тибета требовали со стороны России осуществления конкретных дел. В правительственной установке генерал-губернатору Западной Сибири П.М.Капцевичу поручалось направить верных интересам России крупных купцов с привлекающими китайцев товарами в города Чугучак, Кульджа, Аксу и Яркенд. Ташкентский купец Мумин, вернувшись в 1824 г. после торговли в Кульдже, пытался убедить местных правителей в выгодах торговых связей с Цинской империей через Казахстан.В непосредственной торговле с городами Кульджа (Или) и Чугучак (Тарбагатай) в первой четверти XIX в. выделялись города - Семипалатинск и Петропавловск. В 1801-1808 гг. стоимость товаров, разрешенных на вывоз в Китай через Петропавловскую таможню, была равна 302763 рублям, а привезенных из Синьцзяня - оценивалась в 423396 рублей.

В первой половине XIX в. Российское правительство придавало значение

установлению через Казахстан связей с далеким Тибетом. Это начинание пытался притворить в жизнь начальник Сибирской пограничной комиссии генерал-лейтенант Г.И.Глазенаи. Грузинский купец Семен Мадатов, получив доверие пограничной комиссии, побывал вКашмире и впервые доставил в Казахстан 250 кашмирских шалей.

Так Казахстан не только торговал с Восточным Туркестаном и играл посредническую роль в торговле России с городами Западного Китая, но и открыл путь для связей с Тибетом, Кашмиром и Северной Индией. Также Россия приобретала важный источник пополнения казны. С 30-х гг. XIX в. была существенноувеличена таможенная плата за проход караванов через казахстанские города, установлен контроль над своевременным поступлением ее в казну.

2. Торгово- экономические отношения с Синь – Цзяном в XIX вв.

До 1851 г. торгово-экономические связи России и Китая осуществлялась преимущественно через город Кяхту. Вице- директор Азиатского департамента российского Министерства иностранных дел Н.И.Любимов в письме государственному канцлеру К.В.Нессельроде отмечал значение стабильной торговли между Россией и Китаем через Казахстан.

Причины ускорения подписания договора для России с Китаем:

1. Предотвратить возможное английское влияние на западную часть Цинской империи;

2. Выгодность караванной торговли для местного населения и государственной казны.

Кульджинское соглашение.

25 июля 1851 г. в Кульдже подписан договор России с Китаем. По Кульджинскому договору:

• В Восточном Туркестане открывались российские консульские центры и специальные торговые фактории русских купцов;

• Права таможен известных центров караванной торговли с Китаем были расширены.

• Усилило торговлю расположенных по соседству с Казахстаном городов Жаркента. Аксу, Чугучака;

• Подняло объем необходимых в повседневной жизни казахских родов товаров - чая, шелка, сахара. В 1852 г. через г. Чугучак в Казахстан было доставлено свыше 15 пудов шелковой материи.

Для казахов самым необходимым и главным товаром был - чай. Если в конце 40-х гг. XIX в. из Китая через Казахстан в Россию было доставлено до 140 пудов чая, то после соглашения ежегодно покупалось примерно 3000 пудов;

Русско-китайская торговля через Казахстан возросла в 4 раза. Но разграбление в 1855 г. местными жителями торговой фактории русских купцов в Чугучаке временно приостановило эти связи.

С целью преодоления Чугучакского противоречия и расширения торговли с Китаем (Инструкция Александра И Сибирскому комитету от 25 марта 1856 г.) в Чугучак был направлен представитель российского правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: