Универсальные критерии комплексной оценки знаний по русскому языку

ЧАСТЬ I

Введение

Разработанная шкала комплексной оценки является универсальным уровневым сводом критериев знаний, умений и навыков, которыми должен владеть студент.

Все тестовые материалы делятся на две группы:

а) позволяющие оценить глубину освоения теоретического материала;

б) позволяющие выявить наличие практических знаний, умений и навыков. Итоговая оценка может быть представлена в общем виде:

Х∙П,

где Х - абсолютная оценка уровня теоретических знаний одного из пяти уровней. Она выражается по буквенной шкале (А, В, С, D, F).

П - это относительная характеристика практического владения языком, которая выражается в процентах (от 0 до 100%).

Все задания для экзаменующегося делятся на два блока.

Первый блок – теоретический – охватывает лексико-грамматический материал, который представлен в виде 20 закрытых тестов на каждый уровень. В данном методическом пособии в качестве примера дается по 5 тестовых заданий на каждый уровень.

Оценочные показатели теоретических знаний компьютерного тестирования экзаменующегося

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Количество правильных ответов теста
A 4,0 95-100 19-20 тестовых вопросов
A- 3,67   18 тестовых вопросов
B+ 3,33   17 тестовых вопросов
B 3,0   16 тестовых вопросов
B- 2,67   15 тестовых вопросов
C+ 2,33   14 тестовых вопросов
C 2,0   13 тестовых вопросов
C- 1,67   12 тестовых вопросов
D+ 1,33   11 тестовых вопросов
D 1,0   10 тестовых вопросов
F   0-45 1-9 тестовых вопросов

Второй блок – практический – выявляет уровень практического владения языком. По второму блоку экзамен проводится в устной форме. Студенту выдается билет, в котором задания соответствуют его уровню обучения. В билет включены задания по четырем видам речевой деятельности (ВРД): аудированию, говорению, чтению, письму. Продолжительность устной части экзамена 25 минут, из которых на аудирование дается – 7 минут; говорение – 6 минут; чтение – 6 минут; письмо – 6 минут.

На экзамене ответ оценивается в процентах от 0 до 100%, начинающий (I уровень) - 0-20%; ниже среднего (II уровень) - 21 по 40 %; средний (III уровень) - 41 – 60 %; выше среднего (IV уровень) - 61-80 %; продвинутый (V уровень) - 81 до 100%..

По результатам устного экзамена устанавливаются верхний и нижний пороги уровня владения языком. Верхний порог (для I уровня он равен – 19% - 20%, для II уровня – 39% - 40%, для III уровня – 59% - 60%, для IV уровня – 79% - 80%). Это дает право для перехода на следующий уровень, а нижний порог (для II уровня он составляет от 21% до 29%, для III уровня от 41% до 49%, для IV уровня от 61% до 69%, для V уровня от 81% до 89%) предполагает переэкзаменовку на уровень ниже.

Если результат экзамена составляет от 10% до 18% (для I уровня); от 30% до 38% (для II уровня); от 50% до 58% (для III уровня); от 70% до 78% (для IV уровня); от 90% до 98% (для V уровня), то студент остается на прежнем уровне обучения.

Для объективного определения уровня знаний студентов по всем ВРД в тесте заложены равные количественные параметры предлагаемых заданий. На всех уровнях предлагаются три задания по аудированию, три – по говорению, три – по чтению и три – по письму. Для определения компетентности студентов по каждому ВРД задания тестов выполняются в строго определённом порядке. Задания нельзя пропускать или менять местами.

Для того чтобы представить приоритетность одного ВРД перед другим, необходимо было внести дифферентное ядро, которое было названо «коэффициентом значимости» ВРД. По проводимым во всём мире исследованиям было выявлено, что в современном обществе слушают 45 % времени, говорят – 30 %, читают – 10 % и пишут – 9 %. Очевидно, что наиважнейшим ВРД является аудирование, «коэффициент значимости» которого в наших критериях составил 0,4. Вторым по значимости определено говорение – 0,3. На третьем месте находится чтение – 0,2, на четвёртом – письмо – 0,1. Для упрощения процедуры подсчёта в «Универсальные критерии комплексной оценки знания языков» выставлены уже готовые проценты с учётом «коэффициента значимости» ВРД.

Предположим, студент выбрал III уровень, по теоретическому блоку верно ответил на 15 тестовых заданий. Ему выставляется В, что соответствует оценке его теоретических знаний.

Практический блок он сдает также по третьему (средний) уровню.

На аудирование он затратил 7 минут:

1. За 4 минуты прослушал текст «Спортивная семья» и ответил на вопросы. Получил 6,8% из максимальных 8 %, т.к. правильно ответил лишь на 2 вопроса;

2. За 3 минуты правильно объяснил значение только 3 слов и словосочетаний по прослушанному тексту и получил 3 % из максимальных 5%;

3. За пересказ прослушанного текста он получил 3% из максимальных 3%, т.к пересказ был полным.

Экзаменующийся за аудирование получил 12,4% из максимальных 16%.

На говорение он затратил 6 минут:

  1. Составил монолог на заданную тему и получил 6% из максимальных 6%;
  2. Правильно ответил поставленные вопросы и получил 4 % из максимальных 4%;

3. Составил поздравление и пожелание и получил 1 % из максимальных 2%.

Экзаменующийся за говорение получил 11% из максимальных 12%.

На чтение он затратил 6 минут:

  1. Прочитал текст и передал содержание текста и получил 3% из максимальных 4%
  2. Составил на вопросы по тексту и получил 2% из максимальных 3%;
  3. За выразительное чтение текста получил 1% из максимальных 1%.

Экзаменующийся за чтение получил 6% из максимальных 8%.

На письмо студент затратил 6 минут:

  1. Составил предложения из данных словосочетаний и получил 1% из максимальных 1%;
  2. Составил текст-характеристику, описание на заданную тему и получил 1 % из максимальных 2%;
  3. Составил диалог на заданную тему и получил 1% из максимального 1%;

Экзаменующийся за письмо получил 3% из возможных 4%, т.к. в задании при описании внешности друга не смог ничего сказать о его характере.

Таким образом, за выполнение практического блока студент получает 34,4%, а его общая оценка по критериям знания русского языка соответствует В 50,4. Студент направляется в группу с III уровнем обучения.

Экзаменующийся студент выбралII-й уровень, ответил на 8 тестовых вопроса теоретического блока и получил 40%, F. Поскольку он не набрал пороговый уровень, то не получает дальнейших заданий практического уровня.

Примечание:

В КазГАСА в первом семестре учебного года обучающиеся зачисляются по казахскому и русскому языкам в группу II-го уровня (ниже среднего), по английскому языку зачисление проводится на I-й (начинающий) уровень владения языком.

Примечание: а) в случае недостаточности знаний для обучения на уровне ниже среднего обучающиеся обязаны самостоятельно изучать дисциплину до уровня «ниже среднего» в течение 7 недель (до первого рейтингового контроля); б) для владеющих языком на продвинутом (V) уровне – обучение проводится индивидуально, в консультативном порядке в течение всего курса обучения (студент берет задания у преподавателя и сдаёт 1 раз в 2 недели).

Входной срез знаний студентов по языковым дисциплинам проводится также на основе материалов и методики разработанных критериев.

За один академический период (семестр) обучающийся должен повысить степень практического владения языком, как минимум, на один уровень (с I до II уровня; со II до III уровня; с III до IVуровня; с IV уровня до V). В противном случае Офис регистратора организует повторное изучение дисциплины на платной основе, по окончании которого проводится итоговая аттестация. В то же время, в виде исключения, для перевода на следующий курс (т.е. за учебный год) разрешается повышение знаний по языку на один уровень.

Таким образом, обязательным условием для перевода с первого на второй курс является владение государственным и русским языками на среднем уровне, английским – на уровне ниже среднего; для перевода со второго на третий курс необходимо владение государственным и русским языками на уровне выше среднего, английским – на среднем уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: