Методические указания к практическим занятиям. Для практических занятий выбраны темы, имеющие практический выход и способные повысить эффективность процесса формирования профессионального искусства слова

Для практических занятий выбраны темы, имеющие практический выход и способные повысить эффективность процесса формирования профессионального искусства слова, способствующие вооружению студентов методикой преподавания языка, приемами языкового анализа, ориентированного на научные методы, принципы исследования языка. На практических занятиях студент должен научиться производить морфемный, словообразовательный, лексический анализ слова. Овладеть методикой компонентного анализа слова. Посредством морфологического, синтаксического разборов наблюдать грамматические и синтаксические качества языковых единиц.

Практическое занятие №1.

Тема: Современное языкознание как предмет науки.

Цель: Рассмотреть историю развития современного языкознания.

Вопросы и задания:

1. Назовите отличительные особенности лингвистики ХХ века.

2. Как связаны между собой объект и предмет языкознания?

3. Какова история развития языкознания?

4. Какое значение для развития современных лингвистических теорий имеет

обсуждение вопроса об объекте и предмете языкознания?

5. Как связано языкознание с другими науками о человеке и обществе?

Литература:

Вандриес Ж. Язык? Лингвистическое введение в историю. М., 1937.

Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992.

Плунгян В. А. Почему языки такие разные? М., 1996

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.

Практическое занятие №2.

Тема: Теоретические основы развития современного языкознания.

Цель: Дать характеристику лингвистических парадигм разных времен.

Вопросы и задания:

1. Представьте краткий обзор определений понятия «научная парадигма». Как оно соотносится с понятиями – «концепция», «направление», «школа», «лингвистическая теория»?

2. Охарактеризуйте три сформировавшиеся лингвистические парадигмы и очертания новой, четвертой.

3. Какое значение для развития современной науки о языке имеет непарадигмальный лингвистической поиск?

Литература:

Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. Сер. Лит. И яз. 1994. Т.53.№2.

Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходе к языку// Вопр. языкознания.1993. №3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: