double arrow

ТЕМА. Молекулярный механизм реализации наследственной информации в признаки организма


ЦЕЛЬ: изучить генетические явления на молекулярном уровне. Оценить роль нуклеиновых кислот как материальных носителей инфор­мации.

Задачи:

1. Знать роль нуклеиновых кислот как материальных носителей генетической информации.

2. Уметь моделировать этапы биосинтеза белка (транскрипция, процессинг, трансляция).

3. Уметь определять структуру молекулы ДНК по строению молекулы белка.

4. Уметь определять структуру молекулы белка по строению молекулы ДНК.

5. Уметь моделировать оперон и его функционирование по типу индукции и репрессии.

6. Знать основы внеядерной наследственности.

Мотивационная характеристика.Знание этапов биосинтеза белка позволяет врачам понять механизм реализации наследственной информации на молекулярном уровне в норме и возможные механизмы наследственной патологии, а также взаимосвязь гено- и фенотипа. Внеядерная наследственность чаще бывает по материнской линии, по ней передаются некоторые болезни.

Задание для самоподготовки:

Знать: а) строение молекул ДНК, РНК, их отличия; б) особенности процесса репликации; в) генетический код и его свойства; г) основные этапы биосинтеза белка (транскрипция, трансляция); д) процессинг, сплайсинг (интроны, экзоны); ж) фо́лдинг, укладка белка (шапероны); з) классификация генов; з) особенности строения генов про- и эукариот; и) регуляцию генетической активности прокариот (строение оперона) и эукариот (энхансеры, сайленсоры, инсуляторы); к) РНК-интерференция: л) внеядерная наследственность, митохондриальные болезни человека.

Теоретические вопросы:

1. Роль нуклеиновых кислот как материальных носителей наследственной информации (строение, свойства, функции).

2. Доказательства хранения и передачи генетической информации (трансдукция и трансформация). Генетический код: особенности.

3. Кодирование и реализация информации в клетке. Кодовая система ДНК и белка. Основные этапы биосинтеза белка: транскрипция, трансляция. Процессинг, сплайсинг

4. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках: дискретность, специфичность, пенетрантность, экспрессивность, плейотропность, полимерия. Классификация генов: гены структурного синтеза РНК, регуляторы.

5. Тонкая структура генов. Особенности строения генов прокариот и эукариот. Экзонно-интронная система генома.

6. Регуляция активности генов у прокариот (модель оперона) и эукариот (энхансеры, сайленсоры).

7. Внеядерная наследственность (митохондриальная и пластидная). Митохондриальные болезни человека.

Контрольные вопросы:

1. Почему для процесса трансляции необходимы активированные аминокислоты?

2. Входят ли в оперон гены, кодирующие белок-репрессор?

3. Что такое спейсер? Почему спейсерные участки считаются образованными «молчащей» ДНК?




4. Что такое экзоны и интроны?

5. Что такое процессинг, сплайсинг и в чем их значение?

6. Чем определяется генетическая индивидуальность человека?

7. Что такое фолдинг?

Литература

1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т.1. – М.: Медицина, 2003.– С. 64–84, 92–117, 171–180.

2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Лань, 2000. – С.270–277, 286–290, 345–348, 354–380.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявлинский, А.М. Демченко и др. – М.: Медицина, 1996. – С.94–101.

4. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т. 1. – Бишкек: КРСУ, 2012. – С. 132–150.

5. Кобзарь В.Н., Васильченко В.В. Тесты и задачи по биологии. – Бишкек, 2012. – С. 77–79. Задачи 79–92.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: