Классический бихевиоризм. Теория личности

1. Личность — опыт, который человек приобретает в тече­ние жизни путем воздействия на него внешнего окружения по схеме 5 — К.

2. Развитие личности (и ее изучение) есть установление взаимоотношений между поведением организма и результа­тами, последствиями поведения, которые выступают в каче­стве подкрепления. Последующее поведение становится обусловленным.

3. Существует два типа обусловливания (научения):

классическое обусловливание (научение) — ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свиде­тельствуют о вероятном (возможном) получении подкреп­ления или удовлетворения определенной потребности в данной ситуации;

оперантное обусловливание (научение) — определяется со­бытиями, которые являются следствиями поискового и пробующего поведения. Последствия собственного пове­дения действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту предшествующего поведения.

4. Существует ряд основных характеристик подкрепле­ний, которые лежат в основе научения и определяют лично­стные особенности и поведение разных людей.

Режимы подкрепления: а) непрерывное подкрепление, б) прерывистое, частичное подкрепление.

Параметры режимов подкрепления: а) в зависимости от временного интервала (временное подкрепление) - с посто­янным интервалом или с вариативным интервалом (более эффективно); б) в зависимости от количества реакций (пропорциональное подкрепление) - с постоянным соотношением или с вариативным соотношением.

Два типа подкрепления: а) первичное - само по себе обла­дающее подкрепляющими свойствами; б) вторичное - ассоциируется с первичным на основе прошлого опыта.

Существуют негативные и позитивные подкрепления и на­казания.

Средства Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула Удаление отрицательного (аверсивного) стимула
Наказание Предъявление отрицательного (аверсивного) стимула Удаление положительного стимула

• Наказание - неэффективное средство контроля поведе­ния, т. к. поведение возобновляется при возможности из­бежать наказания в других условиях.

5. Существует возможность формирования поведения пу­тем последовательно подкрепляемого приближения к требу­емому образцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: