Общая структурная модель

В составе автотранспортного предприятия имеются автомобильные колонны, цехи, участки и службы, являющиеся производственными звеньями предприятия. Количество и состав их зависят от масштабов автотранспортного предприятия, его назначения, местонахождения и других факторов. Колонны, цехи, участки, в отличие от предприятия в целом, не имеют законченной отчетности и самостоятельного баланса, не наделяются правами юридического лица и не могут самостоятельно распоряжаться производственными фондами и оборотными средствами, а также вести расчеты с другими предприятиями и организациями.

Наряду с производственными звеньями в составе автотранспортного предприятия имеются органы управления и организации по обслуживанию работников предприятия. С каждым годом увеличивается количество автотранспортных предприятий, имеющих жилищно-коммунальное хозяйство, профилактории, детские дошкольные учреждения, подсобное хозяйство, курсы, школы и другие учебные заведения и культурно-просветительные учреждения, проводящие работу по повышению квалификации, культурного и идейно-политического уровня рабочих и служащих.

Производственные звенья — автоколонны, цехи, участки — в сочетании с органами управления и организациями по обслуживанию работников образуют структуру предприятия, которая зависит от количества производственных и непроизводственных звеньев, величины и соотношения между ними по численности работников и подвижного состава, мощности и пропускной способности.

Совокупность зданий, сооружений, подвижного состава, оборудования и т. д. составляет производственно-техническую базу АТП. Особенности производственного процесса предприятия определяются его производственной структурой, которая представляет собой комплекс входящих в предприятие производственных единиц (цехов, служб, участков, зон и т. п.), их соотношение и взаимосвязь.

Состав и параметры производственной структуры АТП определяются внешними и внутренними факторами.

К внешним факторам относятся условия и система поставок материальных ресурсов, к внутренним — степень развития производственно-технической базы, размещение основных подразделений, численность персонала предприятия, режим его работы, характер продукции, принятый технологический процесс, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими предприятиями.

Основная структурная единица предприятия — цех (или производственный участок), который является производственным административно-обособленным подразделением предприятия, где изготавливается конкретная продукция или выполняется определенная стадия производственного процесса. На предприятиях автомобильного транспорта ввиду сравнительно небольшого объема производства распространена и бесцеховая структура.

Различают основные, вспомогательные и подсобные цехи и производственные участки. В основных цехах осуществляется процесс производства основной продукции предприятия. На автотранспортных предприятиях к ним относятся: разборочно-сборочный цех, участки (зоны) по выполнению ТО-1, ТО-2 (технического обслуживания) и ЕО (ежедневного обслуживания), агрегатный, слесарно-механический цеха и др.

Вспомогательные цеха способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов. На автотранспортных предприятиях к ним относятся следующие цеха: инструментальный, регенерации масла, по ремонту оборудования, энергетический.

Подсобные хозяйства выполняют работы по обслуживанию основных и вспомогательных цехов. В их задачи входит транспортирование и хранение сырья, материалов, полуфабрикатов. Сюда относятся склады масла, автомобильных шин, запасных частей, агрегатов, материалов, инструмента, лесоматериалов, топлива для автомобилей, топлива для хозяйственных нужд, инструментов и такелажная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: