Паттерны в дизайне

Хорошие дизайнеры всегда стараются, чтобы все компоненты их разработки составляли вместе единую, функциональную и приятную для глаза с эстетической точки зрения систему.

Рисунок 3.7 Речная система в пустыне, состоящая из потоков различных порядков. Каждый порядок имеет отличительные особенности.

При этом такая система должна быть построена с учётом законов течения и размерных порядков, а также занимать минимальное пространство. Хорошо спланированный дом позволит воздушным потокам обогревать и охлаждать (в зависимости от потребностей)помещение, а в хорошо спланированной и основанной на естественных принципах ветвления системе городских или сельских дорог никогда не возникнет автомобильных заторов.

Травяная спираль (рис. 5.1) представляет собой хороший пример использования естественного паттерна. Практически все необходимые кулинарные травы могут быть выращены на восходящей спирали шириной 2 метра при высоте подъёма 1 метр.

Все растения хорошо доступны, присутствует разнообразие в плане условий освещённости, создан хороший дренаж и, кроме всего прочего, такая спираль может орошаться всего лишь одним опрыскивателем, установленным сверху.

Используя собственные наблюдения за гармоничными биологическими сообществами, мы можем создать лес, имитирующий естественную биосистему, но компонентами которого будут служить климатически адаптированные съедобные виды.

Как показывает диаграмма текущей в пустыне реки (рис. 3.7), в зависимости от размерного порядка потока изменяется не только количество дождевых вод, питающих реку, — этому процессу подвержены также флора и фауна, тип грунта и скорость течения, и если должным образом воспринимать эту информацию, задача организации стабильных и продуктивных систем в значительной степени упрощается (рис. 3.8).

Как видно из этой таблицы, тип жизненных форм, тип грунта и процентное количество дождевых вод, не впитывающихся в почву (водосток*), находятся в прямой зависимости от того, к какому размерному порядку принадлежит конкретная точка ландшафта.

Если нам известно, в пределах какого размерного порядка находится место, то это даёт возможность знать не только об имеющемся типе растительности, но и то, какие виды можно посадить;не только знать о количестве впитывающейся в почву дождевой воды, но и правильно определить необходимую ёмкость валоканав*и других водосборных сооружений.

Большинство человеческих поселений в пустынях расположены в пределах III-го и IV-го размерных порядков, где имеется достаточно обильный водосток*, встречаются хорошая почва и минералы на поверхности, а расстояние между речными потоками позволяет разместить там поля без риска того, что они пострадают от засухи.

Рисунок 3.8 Схема, описывающая взаимосвязь порядков и факторов, приносит большую пользу при обработке информации и организации высокопродуктивных стабильных систем.

Если проследить за извивами речки, то мы обнаружим, что в зонах IV-го и V-го размерных порядков во «внутренних» излучинах, куда река наносит песок, растут крупные лиственные деревья, часто со светлой корой (белые камедные деревья, сикаморы); а на внешних берегах излучин по берегам обрывов, где река глубоко врезается в сушу, растут тёмные деревья с толстой бороздчатой корой (крокодилий можжевельник, казуарина, железокорые камедные деревья).

Река делает очередной извив — и тип растительности изменяется на противоположный. То же самое наблюдается и в отношении рельефа местности (обрыв или низина), и в отношении типов грунта.

Это, на мой взгляд, как раз и есть тот случай, когда проявляется эффект инь-ян*. Более внимательные наблюдения покажут вам, где роют свои норы грызуны и рептилии, где живут обезьяны, где пекари добывают себе корм в виде корешков и плодов реки.

Дальнейший процесс обобщения информации даст нам возможность определить, к каким размерным порядкам (речных потоков и ветвей деревьев) принадлежат те или иные виды птиц. Наблюдения покажут, что рыбы адаптированы к скорости течения, свойственной определённому размерному порядку, или же уходят на нерест в потоки одного порядка, но основную часть жизни проводят в потоках другого.

Путём дизайна, основанного на взаимодействии с Природой, а не на противопоставлении себя ей, мы можем создавать искусственные ландшафты, которые будут функционировать как здоровые естественные системы, в которых энергия сохраняется, отходы перерабатываются, а ресурсы находятся в изобилии.

Библиография

Alexander, Вhristopher et al, A Pattern Language, Oxford University Ptess, 1977.

Александр Кристофер и др., «Язык паттерна».

Mollison, Б., Permaculture — A Designers’ Manual, Tagari Publications, 1988.

Б. Моллисон, «Пермакультура — учебник дизайнера».

Murphy, Tim and Kevin Dahl, Patterning: A Theory of Natural Design Landscape Ecology, Вonference paper, 1990.

Тим Мерфи и Дал Кевин, «Паттернинг: теория экологии, основанной на естественном ландшафтном дизайне».

Thompson, D’arcy W., On Growth and Form, Вambridge University Press, 1952.

Д’арси В. Томпсон, «О росте и форме».

Многочисленные примеры природных форм и спиралей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: