Основное содержание математики в стандарте начальной школы группируется вокруг понятия натурального числа и представлено разделом «Числа и вычисления». Сюда относится весь традиционный арифметический материал, касающийся как формальной стороны понятия числа (позиционная запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства действий), так и содержательной, связанной со счетом предметов и измерением величин (причем большая часть материала, относящегося к понятию величины, осваивается через решение так называемых текстовых задач). Остальная часть, озаглавленная «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические измерения», хотя и представляет геометрический материал, но все равно в значительной степени посвящена вычислениям и измерению (длина и площадь отдельных фигур).
В данной диагностической разработке все основное содержание проверки было условно разделено на пять областей.
Во-первых, был выделен в отдельную область «Числа и вычисления» материал, относящийся к формальной стороне понятия натурального числа (позиционная запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства действий).
|
|
Во-вторых, ввиду прикладной важности была выделена область «Измерение величин», причем к этой области отнесен материал, связанный собственно с действием измерения (прямое и косвенное измерение), а не текстовые задачи. В частности, сюда же отнесены геометрические измерения.
В третьих, была выделена область «Закономерности», содержание которой связано с построением числовых и геометрических последовательностей и др. структурированных объектов, а также с подсчетом их количественных характеристик. Эта линия, к сожалению, практически не представлена в российском образовательном стандарте, хотя имеет большое значение в плане развития математического мышления (в первую очередь – алгоритмического и комбинаторного).
К четвертой области «Зависимости» отнесено содержание, которое связано с выделением и описанием математической структуры отношений между величинами, обычно представляемых текстовыми задачами.
Наконец, пятая область «Элементы геометрии» охватывает геометрический материал, связанный с определением пространственных форм и взаимным расположением объектов.
Выделенные области, с нашей точки зрения, охватывают основное содержание всех российских программ по математике для начальной школы (относительно зарубежных программ требуется отдельное исследование, хотя, вероятнее всего, отличия от нас не очень существенные). В дальнейшем возможно введение и других содержательных областей, например, «Вероятность, дроби, диаграммы». К ней могут быть отнесены встречающиеся в начальной школе задачи на нахождение части целого, связанные с понятием обыкновенной дроби, а также задачи, относящиеся к элементарным вероятностным представлениям, которые присутствуют в ряде зарубежных стандартов начальной математики. Однако в России пока что делаются лишь первые попытки введения вероятностных представлений, и то в основной и старшей школе.
|
|
Следует отметить, что существует еще область, связанная с математическими рассуждениями и пониманием математических текстов. Но выделение ее в качестве отдельной актуально, с нашей точки зрения, именно для основной и старшей школы. В начальной же школе математические обоснования в большей мере опираются на предметные действия, чем на формальные рассуждения. Поэтому данная область в начальной школе по существу растворена в других содержательных областях, базирующихся на предметных способах действия, и не предполагает специального выделения.
Все основное содержание проверки может быть представлено в виде матрицы (табл. 2), в первом столбце которой даны названия выделенных областей предметного содержания, во втором перечислены математические средства, овладение которыми определяет меру математической компетентности, а в третьем – математические действия, в которых данные средства используются.
Таблица 2. Предметное содержание теста математической грамотности
Область предметного содержания | Средства математического действия (понятия, представления) | Математические действия |
Числа и вычисления | · позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий | · сравнение многозначных чисел · выполнение алгоритмических действий с многозначными числами · прикидка · элементы рационального счета |
Измерение величин | · отношение между числом, величиной и единицей · отношение «целого и частей» · формула площади прямоугольника | · прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) · косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам) |
Закономерности | · «индукционный шаг» · повторяемость (периодичность) · симметрия | · выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах · вычисление количества элементов в структурированном объекте |
Зависимости между величинами | · отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») · прямая пропорциональная зависимость между величинами · производные величины: скорость, производительность труда и др. · соотношения между единицами | · решение текстовых задач. · описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.) · действия с именованными числами |
Элементы геометрии | · форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) · пространственные отношения между фигурами | · распознавание геометрических фигур · определение взаимного расположения геометрических фигур |
На основе приведенной технологической матрицы были разработаны два эквивалентных массива математических задач, каждый из которых покрывает на всех уровнях ее содержание (см. табл.3).
Таблица 3. Распределение задач по разделам предметного содержания и уровням опосредствования
Область предметного содержания | Общий массив | Задания 1 уровня | Задания 2 уровня | Задания 3 уровня | ||||
Закрытые вопросы | Открытые вопросы | Закрытые вопросы | Открытые вопросы | Закрытые вопросы | Открытые вопросы | Закрытые вопросы | Открытые вопросы | |
Числа и вычисления | ||||||||
Измерение величин | ||||||||
Закономерности | ||||||||
Зависимости между величинами | ||||||||
Элементы геометрии | ||||||||
ВСЕГО |
|
|