1. Значение усвоения детьми сущности основных математических понятий:
1) соответствия и отношения между элементами множеств, свойства и виды отношений;
2) определение счета, количественное и порядковое значение натурального числа, число как
результат измерения величин, системы счисления;
3) сложение и вычитание в количественной теории натурального числа;
4) простая арифметическая задача.
2. Характеристика числового и вычислительного этапов развития счетной деятельности.
3. Влияние различных анализаторов на формирование у дошкольников количественных представлений.
4. Содержание работы по овладению дошкольниками счетной деятельностью.
5. Технологии развития количественных представлений в среднем и старшем дошкольном возрасте.
6. Ознакомление дошкольников с простой арифметической задачей.
7. Значение формирования количественных представлений в социально-личностном развитии дошкольников.
Задания
1. По курсу математики и учебникам (19,32,33) повторите определения основных математических понятий: множество, свойства отношений на множестве; число, функции числа, счет, натуральный ряд чисел и его свойства. Определите значение формирования этих понятий в математическом развитии дошкольника.
|
|
2. Изучите теоретический и методический материал по лекциям и пособиям (1,16,19,32) и подготовьте сообщения по темам:
1). Влияние пространственно-качественных признаков предметов на восприятие детьми численности множеств.
2). Особенности развития у дошкольников представлений о числе.
3). Значение ознакомления дошкольников с арифметической задачей.
3. Выпишите из математических разделов программы «От рождения до школы» для средней, старшей и подготовительной к школе групп обучающие задачи по теме «Количество и счет» (20).
4. По пособиям (2-15,17,18,21-26,28,29,31) познакомьтесь с технологиями развития количественных представлений в среднем и старшем дошкольном возрасте.
5. Изучите дидактические игры по теме «Количество и счет» (см. Приложение 6). Подберите (составьте) еще по одной игре для каждой возрастной группы. Оформите одну из них как дидактическое наглядное пособие.
6. Составьте подробные конспекты фрагментов занятий «Знакомство с количественными представлениями»:
Средний возраст:
- образование числа 5 из 4 и 4 из 5;
- сравнение множеств, выраженных числами 4 и 5.
Старший возраст:
- обучение порядковому счету до 7;
- сравнение чисел 7,8,9 с опорой на множества;
- зависимости между величиной целого предмета, величиной его части и количеством частей;
- знакомство с цифрами 2 и 5 (или 3 и 8, 6 и 9);
- знакомство с арифметическим действием «вычитание» в ходе решения простых задач.
|
|
7. Подготовьтесь к проведению деловой игры: «Фрагмент занятия в ДОУ».
Задание: продемонстрировать подготовленные фрагменты занятий.
Игровая ситуация: один студент выступает в роли «воспитателя», остальные в роли «детей».
8. Составьте (подберите) по одному конспекту интегрированного занятия по каждой из представленных образовательных областей, в которых одной из задач является формирование количественных представлений: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
9. Опишите ситуацию из повседневной жизни, в которой ребенок для решения конкретной задачи использовал имеющиеся у него количественные представления.
Литература
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004.
2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет:
пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2009.
3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
4. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
5. Волина В. Праздник числа. М.:Просвещение, 1994.
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ«Учитель», 2006.
7. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М., 1992.
8. Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС, 2006.
9. Доман Г, Доман Д. Дошкольное обучение ребенка / Пер. с англ. М., 1995.
10. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д.Комарова.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
12. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Средняя группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
13. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Старшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
14. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
15. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планиро-вание, модели занятий / авт. - сост. Л.К.Балобанова. – Волгоград: Учитель, 2012.
16. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.,1974 (книжный и электронный вариант).
17. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб: «Детство-пресс», 2007.
18. Метлина Л. С.Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1977 (книжный и электронный вариант).
19. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 (книжный и электронный вариант).
20. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2 изд., М.:МОЗАКА-СИНТЕЗ, 2011.
|
|
21. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников.М.,2009.
22. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,2009.
23. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
24. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в средней группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
25. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2012.
26. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
27. Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М., 1995.
28. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.,1987.
29. Соловьева Е.В. Моя математика: планирование и конспекты занятий к программе
«Радуга». М.,2000.-190с.
30. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений /Л.П.Стойлова. – М.:Издательский центр «Академия», 2007.
31. Фидлер М. Математика уже в детском саду., - М., Просвещение,1981.
32. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений /Л.П.Стойлова. – М.:Издательский центр «Академия», 2007.
33. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А.Столяра. М., 1988 (книжный и электронный вариант).
Приложение 6 Дидактические игры по разделу «Количество и счет»