Тест естественнонаучной грамотности

В российском образовательном стандарте начальной школы естествознание выступает в составе комплексного курса «Окружающий мир», нацеленного на формирование у школьников интеллектуальных и содержательных предпосылок освоения в дальнейшем предметных дисциплин. Будучи весьма схематичным, данный стандарт оставляет широкое поле для вариаций, как в отношении представленности отдельных разделов учебного материала, так и в акцентировке тех или иных его аспектов. Таким образом, конкретизация заложенных в нем ориентиров необходимо связана с уточнением роли составляющих комплексного курса в контексте школьной программы.

Мы полагаем, что было бы неправомерным сводить задачу естествознания в начальной школе к пропедевтике, весь смысл которой ограничивается построением ряда информационных подпорок, облегчающих введение физики, химии, биологии, географии, астрономии. По-видимому, более оправданно рассматривать его как полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм естественно-научного сознания. И, если двигаться от самого начала, то этот шаг предполагает реконструкцию общекультурной картины природного мира, которая в дальнейшем выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации.

Несмотря на упрощенный характер, такая картина, в современной ее версии, не является архаичной, поскольку по существу представляет собой «результат предшествующей научной работы, принявший вид естественного определения предмета» (Ахутин, с. 14). Так, обыденные представления о природе и средствах ее познания сегодня существенно богаче, точнее и глубже представлений, бытовавших в давние времена, и большинство детей еще до поступления в школу стихийно впитывает какую-то их часть. Систематическое освоение базового слоя этих общекультурных содержаний, включающее моменты их активной реконструкции, и может составить первый этап приобщения учащихся к естественнонаучному знанию. При этом глубинный педагогический смысл такого приобщения будет заключаться в том, чтобы наряду с упорядоченными представлениями о природе и опытом применения этих представлений для решения несложных практических задач, школьники освоили соответствующий набор средств и способов научно-познавательной деятельности.

Сходные представления о пропедевтике обучения естественным наукам можно найти в классической работе С.И.Гессена (см. Основы педагогики. М., 1995). Согласно его точке зрения, подводя ребенка к систематическому изучению научных предметов в средней школе, необходимо «завершить … обучение его грамотности в самом широком смысле этого слова» (с. 290). В составе этой грамотности помимо умения читать, писать и считать Гессен особо выделял владение разными графическими средствами (чертеж, рисунок и проч.), позволяющими выражать мысли и фиксировать результаты наблюдения.

Поддерживая эту мысль, мы исходим из того, что начальный этап в становлении естественнонаучного знания выдвигает на первый план задачу различения и фиксации материальных объектов и явлений, т.е. выделение в текучести природного мира устойчивых признаков, форм, структур и их трансформаций. В свою очередь, это предполагает освоение общекультурных средств и способов первичного анализа и репрезентации изучаемой реальности. По-видимому, к этому множеству можно отнести средства:

§ представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств

§ репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей

§ прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов

§ упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных

§ первичного анализа причинных связей процессов

Приведенный список можно рассматривать как предварительный, однако и он уже очерчивает значимый круг средств умственной деятельности, присвоение которых в начальной школе подлежит педагогическому контролю. Более подробно содержание проверки представлено в нижеследующей матрице, где в первом столбце даны названия выделенных областей предметного содержания, во втором – перечислены средства анализа и репрезентации природных объектов и явлений, а в третьем – намечены некоторые действия, в которых указанные средства находят применение.

Таблица 4. Предметное содержание теста естественнонаучной грамотности

Содержательная область Средства анализа и репрезентации природных объектов и явлений Действия с природными объектами
Материальный объект как система признаков и свойств · схема наблюдения объекта · ряд (порядковая шкала) · простые измерительные приборы и порядковые измерительные шкалы (весы, часы, линейка, курвиметр, термометр, шкала Бофорта, Мооса и пр.) · классификация (простая, иерархическая), таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма · выявление наблюдаемых признаков объекта · сравнение объектов по выраженности признака (свойства) · оценка выраженности свойства (признака) с помощью шкалы измерительного прибора · прямые и косвенные измерения характеристик объектов и процессов (измерение величин и оценка условно измеряемых характеристик с помощью простых приборов и шкал-измерителей) · деление на группы по определенному критерию (двум независимым критериям) · отнесение объекта к группе по определенному критерию (по двум независимым критериям) · определение численности группы объектов · сравнение групп по численности
Пространственные отношения между объектами · схема маршрута · картосхема (вид объекта или местности сверху, условные обозначения, изолинии, масштаб) · система направлений (стороны горизонта) · схематический разрез объекта · ориентировка в пространстве (определение направления движения) · определение пути с помощью схемы маршрута · определение размеров объекта по его изображению и указанию масштаба · визуализация рельефа местности по изолиниям картосхемы · визуализация формы объемного тела по его видам (сбоку, сверху) · определение расстояния между объектами по картосхеме · представление деталей внутреннего строения объекта по его разрезам
Процессы и их условия · схема процесса (изменения состояний объекта под действием условий) · схема эксперимента (контрольный и экспериментальный объекты, условия процесса, предполагаемый результат опыта) · установление временных отношений между событиями · определение и сравнение длительностей временных промежутков · установление взаимной временной и причинной связности наблюдаемых процессов, реконструкция прошлого состояния объекта и предсказание будущих изменений на этой основе · планирование проверки гипотезы об условиях

Приведенная технологическая матрица послужила ориентиром для разработки двух равноценных массивов задач, покрывающих ее основное содержание (см. табл.5).

Таблица 5. Распределение задач по разделам предметного содержания и уровням опосредствования

Область предметного содержания Общий массив Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня
Закрытые вопросы Открытые вопросы Закрытые вопросы Открытые вопросы Закрытые вопросы Открытые вопросы Закрытые вопросы Открытые вопросы
Материальный объект как система признаков и свойств                
Пространственные отношения объектов                
Процессы и их условия                
ВСЕГО                

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: