В российском образовательном стандарте начальной школы естествознание выступает в составе комплексного курса «Окружающий мир», нацеленного на формирование у школьников интеллектуальных и содержательных предпосылок освоения в дальнейшем предметных дисциплин. Будучи весьма схематичным, данный стандарт оставляет широкое поле для вариаций, как в отношении представленности отдельных разделов учебного материала, так и в акцентировке тех или иных его аспектов. Таким образом, конкретизация заложенных в нем ориентиров необходимо связана с уточнением роли составляющих комплексного курса в контексте школьной программы.
Мы полагаем, что было бы неправомерным сводить задачу естествознания в начальной школе к пропедевтике, весь смысл которой ограничивается построением ряда информационных подпорок, облегчающих введение физики, химии, биологии, географии, астрономии. По-видимому, более оправданно рассматривать его как полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм естественно-научного сознания. И, если двигаться от самого начала, то этот шаг предполагает реконструкцию общекультурной картины природного мира, которая в дальнейшем выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации.
|
|
Несмотря на упрощенный характер, такая картина, в современной ее версии, не является архаичной, поскольку по существу представляет собой «результат предшествующей научной работы, принявший вид естественного определения предмета» (Ахутин, с. 14). Так, обыденные представления о природе и средствах ее познания сегодня существенно богаче, точнее и глубже представлений, бытовавших в давние времена, и большинство детей еще до поступления в школу стихийно впитывает какую-то их часть. Систематическое освоение базового слоя этих общекультурных содержаний, включающее моменты их активной реконструкции, и может составить первый этап приобщения учащихся к естественнонаучному знанию. При этом глубинный педагогический смысл такого приобщения будет заключаться в том, чтобы наряду с упорядоченными представлениями о природе и опытом применения этих представлений для решения несложных практических задач, школьники освоили соответствующий набор средств и способов научно-познавательной деятельности.
Сходные представления о пропедевтике обучения естественным наукам можно найти в классической работе С.И.Гессена (см. Основы педагогики. М., 1995). Согласно его точке зрения, подводя ребенка к систематическому изучению научных предметов в средней школе, необходимо «завершить … обучение его грамотности в самом широком смысле этого слова» (с. 290). В составе этой грамотности помимо умения читать, писать и считать Гессен особо выделял владение разными графическими средствами (чертеж, рисунок и проч.), позволяющими выражать мысли и фиксировать результаты наблюдения.
|
|
Поддерживая эту мысль, мы исходим из того, что начальный этап в становлении естественнонаучного знания выдвигает на первый план задачу различения и фиксации материальных объектов и явлений, т.е. выделение в текучести природного мира устойчивых признаков, форм, структур и их трансформаций. В свою очередь, это предполагает освоение общекультурных средств и способов первичного анализа и репрезентации изучаемой реальности. По-видимому, к этому множеству можно отнести средства:
§ представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств
§ репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей
§ прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов
§ упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных
§ первичного анализа причинных связей процессов
Приведенный список можно рассматривать как предварительный, однако и он уже очерчивает значимый круг средств умственной деятельности, присвоение которых в начальной школе подлежит педагогическому контролю. Более подробно содержание проверки представлено в нижеследующей матрице, где в первом столбце даны названия выделенных областей предметного содержания, во втором – перечислены средства анализа и репрезентации природных объектов и явлений, а в третьем – намечены некоторые действия, в которых указанные средства находят применение.
Таблица 4. Предметное содержание теста естественнонаучной грамотности
Содержательная область | Средства анализа и репрезентации природных объектов и явлений | Действия с природными объектами |
Материальный объект как система признаков и свойств | · схема наблюдения объекта · ряд (порядковая шкала) · простые измерительные приборы и порядковые измерительные шкалы (весы, часы, линейка, курвиметр, термометр, шкала Бофорта, Мооса и пр.) · классификация (простая, иерархическая), таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма | · выявление наблюдаемых признаков объекта · сравнение объектов по выраженности признака (свойства) · оценка выраженности свойства (признака) с помощью шкалы измерительного прибора · прямые и косвенные измерения характеристик объектов и процессов (измерение величин и оценка условно измеряемых характеристик с помощью простых приборов и шкал-измерителей) · деление на группы по определенному критерию (двум независимым критериям) · отнесение объекта к группе по определенному критерию (по двум независимым критериям) · определение численности группы объектов · сравнение групп по численности |
Пространственные отношения между объектами | · схема маршрута · картосхема (вид объекта или местности сверху, условные обозначения, изолинии, масштаб) · система направлений (стороны горизонта) · схематический разрез объекта | · ориентировка в пространстве (определение направления движения) · определение пути с помощью схемы маршрута · определение размеров объекта по его изображению и указанию масштаба · визуализация рельефа местности по изолиниям картосхемы · визуализация формы объемного тела по его видам (сбоку, сверху) · определение расстояния между объектами по картосхеме · представление деталей внутреннего строения объекта по его разрезам |
Процессы и их условия | · схема процесса (изменения состояний объекта под действием условий) · схема эксперимента (контрольный и экспериментальный объекты, условия процесса, предполагаемый результат опыта) | · установление временных отношений между событиями · определение и сравнение длительностей временных промежутков · установление взаимной временной и причинной связности наблюдаемых процессов, реконструкция прошлого состояния объекта и предсказание будущих изменений на этой основе · планирование проверки гипотезы об условиях |
Приведенная технологическая матрица послужила ориентиром для разработки двух равноценных массивов задач, покрывающих ее основное содержание (см. табл.5).
|
|
Таблица 5. Распределение задач по разделам предметного содержания и уровням опосредствования
Область предметного содержания | Общий массив | Задания 1 уровня | Задания 2 уровня | Задания 3 уровня | ||||
Закрытые вопросы | Открытые вопросы | Закрытые вопросы | Открытые вопросы | Закрытые вопросы | Открытые вопросы | Закрытые вопросы | Открытые вопросы | |
Материальный объект как система признаков и свойств | ||||||||
Пространственные отношения объектов | ||||||||
Процессы и их условия | ||||||||
ВСЕГО |