Зачем тестировать то, чему не учили?

Воспитать в человеке умение учиться - главная задача современной школы, и каждая образовательная ступень вносит свой вклад в формирование этого умения. В частности, в сфере понимания текстов – этого основного средства самообучения, переход в основную школу осмыслен как переход от обучения чтению к чтению для обучения [16]. Однако начальная школа не учит систематически приемам и методам понимания информационных [17] текстов вообще и текстов, описывающих естественнонаучные эксперименты, в частности. Почему возникает необходимость диагностировать понимание таких текстов у учеников, которых этому не учили?

Потому что предварительная диагностика – обязательный элемент мониторинга обучающих и развивающих эффектов образования, который в целом должен состоять из трех частей. I. Перед началом обучения предметам естественнонаучного цикла полезно проводить диагностику исходного уровня понимания текстов, на основе которых обучение будет происходить. Это позволит учителю точно адресовать свои педагогические действия в каждом конкретном классе. II. В процессе обучения необходима система специальных диагностических вопросов, помогающих учителю оперативно и систематически замечать детское непонимание и своевременно корректировать его. III. В конце каждого этапа обучения важно соотносить полученные результаты с исходными и судить об эффектах обучения не только по достигнутому уровню (он может быть весьма заурядным), но прежде всего по тому, какой путь пройден каждым учеником (или каждым классом) за определенное время.

Ясно, что исходная, промежуточная и итоговая диагностики должны производиться с помощью одного и того же измерителя[18], точнее - набора измерителей, построенных по единому принципу. Ясно также, что для сравнения исходного состояния и итоговых эффектов обучения необходимы тесты «на вырост», измеряющие те уровни понимания текста, которые к концу начальной школы должны быть сформированы у большей части школьников, те уровни понимания, которые находятся в становлении, и те уровни, которых к этому периоду обучения достигают лишь некоторые «одаренные читатели». Далее будут изложены принципы построения теста, диагностирующего понимание информационного текста. Выделение трудностей понимания, типичных для неопытных читателей информационных текстов, для того, чтобы в дальнейшем найти средства для их преодоления – основная задача нашей диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: