Принципы профилактики и коррекции

1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

6. Дифференцированный подход.

Методы профилактики и коррекции (в зависимости от возраста):

A. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

- познавательные игры; - создание ситуаций эмоционального переживания; - создание ситуаций занимательности; - создание ситуаций опоры на жизненный опыт; - создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Б. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

- создание ситуаций личностной и групповой перспективы; - коллективные игры; - выработка коллективно-единых требований; - коллективные соревнования; - коллективное самообслуживание.

B. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

- уважение; - пед. требовательность; - убеждение; - осуждение; - понимание; - доверие; -побуждение; - сочувствие; - педагогическое предостережение; - анализ поступка; - решение конфликтной ситуации.

Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

- пример, разъяснение; - ожидание радости; - снятие напряжения; - обращение к самолюбию, самоуважению; - обращение к любви, состраданию, стыду; - требование; - внушение.

Методов психолого-педагогической коррекции:

1) Педагогические:

а) методы коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения (являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей).

б) методы коррекции высокой тревожности, трудностей общения, неадекватности поведения и низкого статуса или метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. (метод доверие к реб., формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он попадает, личный пример педагога, позитивное воздействие педагога авторитетом на отношения ребенка со сверст-ми помогают корректировать тревожность запущенных детей, неадекватность поведения и повышают соц. статус ребенка).

в) методы коррекции игровых и реальных отношений детей, учебно-познавательных и игровых мотивов (играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка).

г) методы коррекции нарушенного образа «Я», неадекватной самооценки, неудовлетворенного притязания на признание, комплекса неполноценности ребенка.

2) Психологические:

а) методы коррекции индивидуально-типологических свойств личности (методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства).

б) методы коррекции свойств субъекта общения (метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей).

в) методы коррекции свойств субъекта учебной деятельности (методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений).

г) методы коррекции свойств субъекта самосознания (методы, психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения - «Я хочу», «Я могу», «Я буду»).

Т.о. причины многих отклонений в развитии поведения ребенка обусловлены недостатками образовательной работы и их предупреждение зависит от тесного взаимодействия семьи, детским садом и школой.

Основные пути взаимодействия семьи, д\с, и школы.

1. Работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по данной проблеме.

2. Совместное программирование содержания профилактической работы.

3. Совместная деятельность по реализации намеченной программы.

4. Совместный анализ результатов.

Целью такого взаимодействия должна являться перестройка образовательной работы по отношению к ребенку с отклонениями.

Условия способствующее взаимодействию семьи, д\с, и школы.

1. Объективные условия:

- обеспеченность образовательного учреждения квалиф-ными пед. кадрами

- наличие материальной базы для организации работы с детьми

- совершенствование управления воспитательными институтами

- позитивные изменения в организации семейного воспитания

- преодоление формализма в организации образовательной деятельности

- наличие научно-обоснованных программ

2. Субъективные условия:

- овладение участниками взаимодействия системой знаний о причинах и проявлениях отклонений

- создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, внутри семьи и пед. коллектива.


2. Психолого-педагогическая модель ранней профилактики
отклонений в развитии поведения детей.

Образовательная реабилитация учителя должна совершаться через:

- осуществление дифференцированного индивидуального подхода;

- изменения отношения педагога к таким детям и методов работы с ними;

- формирование в группе соответствующих межличностных отношений;

- изменение положения неблагополучных детей в коллективе;

- обеспечение постоянных контактов воспитателей д/с, учителей при подготовке ребенка к школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: