Корпус – это основная часть любого судна; от его формы, конструкции и материала, из которого он изготовлен, зависят главные качества судна в целом.
Корпус судна состоит из непроницаемой оболочки (наружной обшивки и настила палубы), изнутри подкрепленной каркасом из продольных (киль, днищевые стрингеры или кильсоны, бортовые стрингеры и подпалубные карлингсы) и поперечных (шпангоуты и бимсы) балок. Каркас из продольных и поперечных балок называется набором корпуса судна.
По обводам подводной части корпуса суда разделяются на круглоскулые (обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую) и остроскулые (обводы имеют на шпангоутах излом в местах соединения днищевой ветви и бортовой), как показано на рис. 1.
а ) б )
Рис. 1.Обводы подводной части корпуса судна
а – остроскулые обводы, б – круглоскулые обводы
По форме днища суда разделяют на плоскодонные, полукилевые и килевые (рис. 2).
а) б)
Рис. 2. Форма днища (а – полукилевое (килеватое); б – килевое)
По форме носовой конечности наиболее распространены (рис. 3):
- клинообразная с прямым обыкновенным штевнем;
- санообразная с транцем;
- ложкообразная с закругленным штевнем;
- ледокольная;
- клиперная.
а) б) в)
г) д)
Рис. 3. Формы носовых оконечностей судна
(а – клинообразная с прямым обыкновенным штевнем; б – санообразная с транцем;
в - ложкообразная с закругленным штевнем; г – ледокольная; д – клиперная)
Форма кормовой оконечности может быть транцевой, клиновидной, ложкообразной, крейсерской (рис. 4).
а) б) в)
г) д)
Рис. 4. Формы кормовых оконечностей судна
(а – клиновидная; б - крейсерская; в – ложкообразная; г – транцевая;
д – тоннельная или полутоннельная (применяются для мелкосидящих судов с небольшой осадкой).
Обшивка корпуса металлических судов изготавливается из листов стали или алюминиевых сплавов. Листы располагают вдоль судна, сваривая или склёпывая их; при этом образуется отдельные поясья. Продольные швы между поясьями называют пазами, а швы между листами в поясьях – стыками.
Некоторые поясья обшивки имеют свои названия в зависимости от их расположения на корпусе. Пояс днищевой обшивки, проходящий в диаметральной плоскости судна, называют горизонтальным килем, и его толщина несколько больше, чем у смежных днищевых поясьёв. Поясья, соединяющие днищевую и бортовую часть обшивки, называют скуловыми. Верхний пояс бортовой обшивки, примыкающий к палубе, называют ширстреком. Крайний пояс палубного настила, примыкающий к ширстреку, называют палубным стрингером. Ширстрек и палубный стрингер делают утолщенными.
Корпус судна разделен поперечными (у больших судов и продольными) водонепроницаемыми переборками на отсеки, что обеспечивают судну определенную степень непотопляемости и препятствует распространению огня при пожаре.
Обшивка, набор и переборки воспринимают все силы, действующие на корпус, и обеспечивают ему необходимые прочность и жесткость.
В носовой и кормовой частях корпуса судна обшивка и продольные балки набора корпуса крепятся с прочными вертикальными или наклонными балками, которые называют штевнями; они составляют единую связь с килем. Носовая балка называется форштевнем, кормовая – ахтерштевнем.
Балки набора корпуса, выполненные из прокатных профилей или угольников, называют холостым набором. А изготовленные методом сварки из листового металла (тавровый профиль) или Г-образного профиля, изготовленного из полос металла холодной штамповкой, называют рамным набором.
Флор – днищевая ветвь шпангоута, выполненная из листового металла (тавровый или Г-образный профиль). В местах соединения набора (там, где днищевая ветвь шпангоута соединяется с бортовой ветвью или бортовая ветвь шпангоута - с бимсом) для упрочения соединительных швов ставят металлические косынки – кницы.
Существуют три основные системы набора корпуса:
- поперечная, характеризуемая частым расположением поперечных связей (шпангоутов) через каждые 500-600 мм (в зависимости от типа судна, района плавания и назначения отсеков) и редким (через каждые 1500-2000 мм) расположением продольных связей, которые при этой системе набора имеют только рамную конструкцию;
- продольная, отличающейся частым (через 500-600 мм) расположением продольных связей холостой и рамной конструкции и редким (через 1650-2400 мм) расположением поперечных связей, имеющих только рамную конструкцию;
- смешанная (комбинированная) система набора (рис. 5) характерна сочетанием в корпусе судна участков с поперечным и продольным набором. При этом днище и палуба набираются по продольной, а борта – по поперечной системе. Для упрочнения палубного перекрытия между днищем и палубой могут ставить вертикальные стойки, которые называются пиллерсами, которые так же могут устанавливаться между палубами и платформами (палубами не по всей длине судна).
Крайний носовой отсек называют форпиком, а ограничивающую его переборку – форпиковой или таранной; крайний кормовой отсек – ахтерпиком. А ограничивающую его переборку – ахтерпиковой.
Расстояние между соседними шпангоутами называется шпацией. Каждый шпангоут имеет свой порядковый номер, при этом счет номеров ведется от носа судна.
Для доступа в отсеки в палубе делают вырезы – люки, которые по периметру выреза имеют комингсы - вертикальные пороги для предотвращения попадания воды с палубы и укрепления места выреза в палубе. На люки ставят откидные крышки, которые при их закрытии препятствуют попаданию воды в отсеки в условиях шторма, ливня и т.д.
1 - планширь;
2 - стойка фальшборта;
3 - фальшборт;
4,10 - бимс;
5 - настил палубы;
6 - карлингс;
7 - ребро жесткости;
8 - комингс люка;
9 - пиллерс;
11 - стойка переборки;
12- переборка поперечная;
13- настил второго дна;
14- киль;
15 - киль горизонтальный;
16-стрингерднищевой;
17- обшивка днища;
18- флор;
19-лист крайний междудонный;
20- киль скуловой;
21 - пояс скуловой;
22,25 - шпангоут;
23 - полубимс;
24 - обшивка бортовая;
26 - кница;
27 - ширстрек.
28 - палубный стрингер
Рис. 5. Комбинированная система набора
Судовые надстройки – закрытые помещения, расположенные на главной палубе, стенки которых являются продолжением бортов судна. Носовую надстройку называют баком, кормовую – ютом. Надстройки небольшой протяженности, имеющие ширину меньше корпуса судна, называют рубками.
Если надстройки расположены не по всей длине судна (корпуса), то между ними устанавливается леерное ограждение или фальшборт.
Для постройки судов используются сталь, алюминиевые сплавы, дерево и пластмассы.
Для доступа с открытой палубы в надстройку или рубку устанавливают водонепроницаемые двери, открывающиеся наружу.