К наиболее распространенным корпусным деталям относятся: корпуса редукторов подъемно-транспортных машин и оборудования, станины кузнечно-прессового оборудования и металлорежущих станков и другие подобные детали,характеризующиеся наличием расположенных определенным образом плоскостей и отверстий и предназначенные для соединения и координации взаимного положения основных узлов машины, агрегата, станка.
Обработку корпусных деталей выполняют в таком порядке: вначале обрабатывают базирующие поверхности и крепежные отверстия, которые могут быть использованы при последующей установке; затем все плоские поверхности и после них — основные отверстия. При этом для корпусов нежесткой конструкции применяют повторную (проверочную) обработку базовых поверхностей после черновой обработки всех плоских поверхностей и основных отверстий.Жесткие конструкции корпусов при точном изготовлении заготовок обрабатывают один раз.
Окончательную обработку — шлифование или другие отделочные операции — производят в том же порядке: сначала обрабатывают плоские поверхности, а затем основные отверстия. Этот способ обработки называется обработкой от плоскости. При использовании в качестве установочной базы отверстия и прилегающего к нему торца процесс называется обработкой от отверстия.Целесообразность обработки от плоскости или от отверстия зависит от ряда условий, а именно: точности заготовки, требуемой точности обработки,производственной программы (допустимой сложности приспособлений), действующего парка оборудования и др.
|
|
Сварные конструкции корпусов, выполненные из элементов, не подвергавшихся обработке, проходят черновую, получистовую и чистовую обработки. При этом в зависимости от объема производства и точности выполнения сварочных работ корпуса обрабатывают в приспособлениях или по разметке. Поверхности сварных корпусов, выполненные из предварительно обработанных элементов, подвергают только чистовой обработке без разметки, так как такие корпуса сваривают в приспособлениях, обеспечивающих достаточную точность взаимного положения их элементов. При этом установку крупногабаритных корпусов производят с выверкой по обработанным до сварки поверхностям, а установку небольших корпусов — в приспособлениях.
Плоские поверхности корпусов в серийном производстве обрабатывают на продольно-фрезерных или продольно-строгальных станках, а в массовом — на протяжных станках, фрезерных станках непрерывного действия с карусельными столами или с барабанными устройствами.
Базовые поверхности корпусных деталей небольших размеров обрабатывают на обдирочно-шлифовальных станках. Плоские поверхности корпусов окончательно обрабатывают шлифованием на плоскошлифовальных станках,тонким строганием широким резцом, тонким фрезерованием и шабрением.
|
|
Основные отверстия корпусных деталей обрабатывают на универсальных горизонтально-расточных станках или на агрегатных многошпиндельных станках.
Диаметральные размеры отверстий обрабатывают развертками, расточными блоками и расточными головками,установленными на расточных оправках или борштангах, а также односторонне расположенными резцами с точной регулировкой на размер.
В массовом и крупносерийном производстве основные отверстия корпусных деталей обрабатывают на многошпиндельных станках одновременно с двух или трех сторон заготовки.Положение отверстий определяют соответственно расположенными в головках агрегатных станков шпинделями и инструментом, направляемым кондукторными втулками приспособления. Основные отверстия корпусов небольших габаритных размеров могут быть обработаны на вертикально-сверлильных станках с применением кондукторов и многошпиндельных головок и на радиально-сверлильных станках с применением поворотных кондукторов.
В серийном производстве основные отверстия в корпусных деталях обрабатывают на универсальных горизонтально-расточных станках с направлением инструмента по кондуктору.Межосевые расстояния и параллельность осей отверстий обеспечивают перемещением стола и направлением расточной скалки оправки по кондуктору, а перпендикулярность осей — поворотом стола станка с закрепленной на нем заготовкой. Чтобы повысить производительность труда при работе на расточных станках, применяют многошпиндельные расточные головки для одновременной обработки нескольких отверстий с параллельными осями.
Обработку с направлением инструмента по кондукторным втулкам ведут на агрегатных станках и на универсальных расточных станках при установке обрабатываемых корпусов в кондукторе на установочные пальцы по двум базовым отверстиям, расположенным на плоской поверхности основания.Для обработки отверстий, расположенных на разной высоте, шпиндель устанавливают перемещая шпиндельную бабку по колонне станка.
В тяжелом машиностроении кроме расточных станков с подвижным столом применяют расточные станки с неподвижным столом, у которых все необходимые рабочие движения совершает шпиндельная бабка.
У большинства корпусных деталей проверяют: 1) прямолинейность и правильность расположения основных (базовых) поверхностей; 2) размеры и форму основных отверстий; 3) соосность ocей отверстий; 4) межосевые расстояния, параллельность и перекос осей;5) правильность расположения осей отверстия относительно основных поверхностей; 6) неперпендикулярность осей основных отверстий; 7) неперпендикулярность торцовой поверхности относительно оси отверстия.
Соосность отверстий контролируют гладкими или ступенчатыми контрольными оправками, которые вставляют в соосно расположенные отверстия. При проверке отверстий больших диаметров контрольные оправки помещают во втулки (рис. 233, а). Межосевые расстояния и непараллельность осей проверяют микрометром, индикаторным прибором или штангенциркулем.
Правильность расположения оси отверстия относительно основной поверхности, а также ее параллельность можно проверять штангенрейсмусом с точностью 0,02 мм и индикатором с точностью 0,01 мм.
Неперпендикулярность осей отверстий проверяют с помощью оправки с индикатором и калибром. Проверку неперпендикулярности торцовой поверхности относительно оси отверстия осуществляют с помощью индикатора или специального калибра