Формируется гомогенная, т.е. однородная, (по полу, возрасту, сфере деятельности и т.п.) группа людей оптимальной численностью 7-8 человек, имеющих общие взгляды или опыт в области изучаемой проблемы. Численность фокус-группы определяется в соответствии с формулой
Фокус-группа — объединенная по определенным критериям небольшая группа людей, способности и интеллект которых на ограниченное время сконцентрированы лидером на заданной теме.
Критерии отбора в фокус-группу следующие:
• социально-демографические характеристики (пол, возраст, социальное положение, место проживания и т.д.);
• общие для участников события и воспоминания (турпоход, учеба в одном вузе, общее место работы, просмотренный фильм, испробованный продукт и т.д.);
• рефлексирующая группа (одинаковая реакция на события, новые товары и т.п.).
Лидер группы (модератор/интервьюер) должен быть специалистом в области обсуждаемых вопросов. Беседа носит непринужденный характер и обычно длится не более одного-двух часов. Считается, что рассуждения одного участника стимулируют мысленную деятельность других. Перед интервьюером, работающим с фокус-группой, обычно ставятся пять главных целей:
|
|
1) обеспечение генерации новых идей (относительно свойств или дизайна тестируемого товара, степени его привлекательности, соответствия цены качеству товара, необходимости его модернизации, форм торгового обслуживания и т.д.);
2) выявление мотивации конкретных потребностей, особенностей восприятия продукта и его марки, отношения к методам продвижения товара и т.п.;
3) изучение эмоциональной и поведенческой реакции на различные типы рекламы;
4) уточнение и расстановка правильных акцентов на результатах проведенного исследования (иногда - качественные оценки количественных показателей);
5) изучение разговорного словаря (иногда - сленга) потребителей, что может принести пользу при составлении вопросников, проведении рекламной кампании и т.п.
Интервьюер - профессия достаточно сложная, требующая специального обучения и предрасположенности. Как правило, человек должен пройти специальную подготовку. От него требуется высокая квалификация, профессионализм, тактичность, знание психологии, контактность, наблюдательность. К интервьюеру предъявляется ряд требований:
а) теоретический потенциал интервьюера складывается из следующих элементов:
• индивидуальные возможности: располагающая внешность, умение одеваться соответствующим образом, коммуникабелъностъ, хорошая память, личностный склад «общительного педанта», достаточно высокий культурный уровень;
• владение методикой и техническими средствами интервьюирования;
|
|
• общая социологическая и специальная маркетинговая подготовка;
• подготовка в той предметной области, которая изучается;
6) практический аспект потенциала интервьюера проявляется в следующем:
• горячее желание работать и наличие свободного времени для этого;
• здоровое любопытство, желание узнать что-то новое;
наличие коммуникативных навыков;
• опыт общения в «рыночной среде»;
• некоторые зачатки аналитических способностей;
• обязательность и пунктуальность.
Интервьюер обязан терпеливо и доброжелательно выслушивать высказывания респондентов (особенно при групповом интервью), избегать критических замечаний, он не должен оказывать давление на опрашиваемых или дискутировать с ними.
Интервьюер может использовать некоторые технические средства для фиксации своей беседы с опрашиваемым