Особое значение сегодня приобретает национальная и политическая мифология. Что же можно назвать национальной мифологией? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что мифологичность каких-либо представлений, вовсе не означает их ложности. Мы скорее имеем ввиду то обстоятельство, что мифологичность какого-либо представления связана с его определенным качеством: служить не только описанием и объяснением нашего мира или какого-то его фрагмента, но задавать этому миру какую-то законосообразность и оправдывать установленный в нем порядок. С этой точки зрения, даже простые арифметические истины приобретают мифологический оттенок, поскольку они устанавливают некоторый закон.
Такое понимание мифологичности можно и нужно распространить на политические и национальные представления. Действительно, политика – это сфера власти, то есть в определенном аспекте – это сфера, где устанавливаются некоторые отношения между людьми. Поскольку такое установление не может происходить только за счет применения силы или угрозы ее применения, то оказывается необходимым обосновать власть также и некоторыми идеологическими положениями, которые придают власти и установленному ею порядку некоторую не только юридическую законность, но и более общую уместность. Здесь уже начинают играть свою роль и философские, и исторические, и этические, и прогностические (то есть касающиеся будущего), и многие другие представления. Но можно утверждать, что во всех этих положениях, какой бы смысл они не несли, важным является не описание и объяснение некоторых социальных явлений, а прежде всего стремление на основе этих представлений убедить членов данного общества в необходимости установления именно этого социального порядка.
|
|
Почему это так? Прежде всего потому, что мифология играет, помимо прочего, группообразующую, в том числе и этнообразующую роль. Это значит, что мифология является той основой, на которой образуется некоторая общность – будь то профессиональная, этническая или общность людей, объединенных в одно государство.
Но как образуется эта общность? Ведь мы имеем в виду не только и не столько то, что некоторое множество людей живет в одно время и на одной территории, но прежде всего то, что эти люди совместно или под давлением одной личности или группы, вольно или невольно, сознательно или бессознательно устанавливают на этой земле определенный порядок: порядок космический, порядок социальный, порядок языковой, порядок художественный, порядок непосредственных отношений (в том числе и брачных, но не только, шире – родственных, иногда таких, как побратимство или, как в Древней Греции – гостеприимных и т.п.), систему поддерживающих эти порядки ритуалов и, наконец, систему описывающих, объясняющих и обосновывающих эти порядки мифологических представлений.
|
|
Вопросы для обсуждения
Вспомните какой-либо мифологический сюжет. Какие явления и как описываются и объясняются в данном сюжете?
Известны ли вам какие-либо формы ритуального поведения? С какой мифологией они связаны? Какой порядок они устанавливают?
Что в современной жизни можно назвать мифологическим? Можно ли в различных формах современной духовной жизни найти примеры новых ритуалов и утверждаемого в них порядка?