Система административного права

Административное право, как и любая отрасль российского права, имеет свое внутреннее строение, то есть, свою систему. Под системой административного права понимается совокупность составляющих ее правовых институтов, которые объединяют в себе все действующие административно-правовые нормы.

Вопрос системного строения административного права относится к числу дискуссионных. Традиционно система административного права рассматривается как состоящая из двух составляющих: общей и особенной частей. Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов.

Так, в состав общей части административного права входят следующие административно-правовые институты:

- административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

- организация и функционирование органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и их административно-правовой статус;

- правовой статус Президента РФ в сфере исполнительной власти;

- правовые основы государственной службы;

-административно-правовой статус предприятий, учреждений, общественных объединений, религиозных организаций;

- формы и методы государственного управления;

- применение мер государственного принуждения: административно-предупредительных мер; мер административного пресечения;

- административной ответственности;

обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.

Нормы особенной части административного права регулируют общественные отношения в сферах и отраслях:

- политической, обеспечивающей законность, права, свободы и безопасность граждан и общества, оборону и государственную безопасность Российской федерации, а также сферу внешней политики и международных отношений;

- социально-культурной (развитие социального обеспечения и благотворительности, сокращение и ликвидация безработицы, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, прав граждан на охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства, детства, отцовства, осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, санаторно-курортной сферы);

- экономической (обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации, развитие приоритетных отраслей экономики, управление федеральной собственностью, руководство таможенным делом, защита интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, формирование мобилизационных планов экономики).

- межотраслевой, обеспечивающей взаимоотношения органов исполнительной власти федерального и регионального уровней по вопросам налогообложения, в финансово-кредитной сфере, таможенного дела.

В то же время высказывается мнение о существовании третьей составляющей – специальной части административного права, нормы которой регулируют административно-юрисдикционную деятельность, связанную с привлечением к административной и дисциплинарной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: