Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административное право как наука и учебная дисциплина




В системе права и юридических наук административное право занимает особое положение в силу специфики государственного управления. Становление административного права как науки началось в странах западной Европы. Процесс ее развития начался около трехсот лет назад во Франции, Пруссии и России. В этих странах были изданы нормативные акты, регулирующие деятельность полиции. Далее издаются кодифицированные полицейские акты: Полицейский кодекс во Франции в первой половине 18 века, Устав благочиния в России в 1782 г., затем в 1832 г., Устав о предупреждении и пресечении преступлений.

В работах германских ученых Г. Берга «Учебник полицейского права» (1809 г.) и Р. Моля «Наука полиции как учение о правовом государстве» (1832 г.) наука о полиции приобретает юридическую характеристику.

Значимым этапом в познании природы государства и государственного управления явились труды Шарля Монтескье, обосновавший в своем труде «О духе законов» идею государственного устройства. В его трудах были заложены основы теории разделения властей. Исполнительная власть рассматривалась как «ветвь общего древа», преобладающая и устойчивая. Особенностью исполнительной власти является ее отношения с гражданским обществом.

Основателем теории полицейского права как предтечей административного права был французский административист Н. Деламор, чья работа «Мысли о полиции 1707 г.» содержит материал о деятельности полиции по охране населения, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности.

В России мысли Деламора получили развитие в трудах И.Н. Платонова, Н.Ф. Рождественского, П. Гуляева. Основная задача в трудах этих ученых заключалась в обосновании важной роли государства и полиции в охране общественного порядка и обеспечении безопасности и благосостояния граждан. Необходимо отметить, что наука о полиции охватывала знания в юридической, политической, экономической и финансовой сферах. Рождественский Н.Ф. в своем сочинении «Рассуждение о мерах правительства к сохранению жизни и здоровья народа» (СПб. 1836 г.), анализировал проблемы качества пищи, воды и жилья, чистоты и устройства улиц.

Особый этап в развитии науки о праве составили труды Гегеля, углубивший философское понимание сущности государства в своем труде «Философия права».

Крупный специалист в области административного права немецкий ученый Лоренц Штейн в своей работе «Учение об управлении 1865 г.» уделил внимание вопросам изучения полиции и полицейского права, государства и общества, сочетания трех элементов общественной жизни: личного, духовного и хозяйственного.

В 1874 г. в Санкт-Петербурге появляется издание «Учение об управлении, или право Управления» в котором указывается, что право регулирует основные стороны управления и деятельности исполнительной власти, а также функционирование правительства, полиции, армии, местного самоуправления, определяет ответственность органов управления, различия между законами и распоряжениями. Классической работой, знаменовавшей вершину русской науки полицейского права, явился фундаментальный труд И. Е. Андреевского (Полицейское право 1871-1873г.).




Расширение и усложнение государственного управления поставили перед учеными – полицеистами задачу замены науки полицейского права наукой административного права. Немецкий ученый Л. Штейн в работе «Учение об управлении (1867)» теоретически обосновал такую замену тем, что государственное управление в 19 веке вышло за пределы полицейской деятельности, охватило различные сферы социальной жизни (экономику, финансы, оборону) и поэтому полицейское право, судя по названию, оказалось узкой отраслью права для регулирования разнообразных по своему содержанию управленческих отношений[16].

Существенный вклад в преобразовании науки полицейского права в административное право внес немецкий административист О. Майер в своей работе «Немецкое административное право 1895 г.» в которой обосновал задачу исследования юридической природы органов государственного управления, форм их деятельности и взаимоотношения с гражданами, конфликтных ситуаций и механизмов их устранения.

Существенное значение в развитии науки административного права имели работы французских ученых - административистов 19 - начала 20 века де Жерандо, Г. Бартелеми, М. Ориу, А. Батби. Так, в работе Г. Бартелеми «Элементарный трактат о полиции» (1901) система административного права включала три части: в первой исследовались органы исполнительной власти, во второй – формы и методы их деятельности, в третьей – административные суды и процедуры по судебным искам.



Немецкая и французская доктрины административного права повлияли на формирование русской административно-правовой науки, видными представителями которой в конце 19 века были И.Т. Тарасов, В.Ф. Дерюжинский, М.М. Шпилевский, Н.Н. Лазаревский, Э.Н. Берендтс.

В России в науке административного права на рубеже 19 – 20 веков образовались два течения: либеральное и консервативное.

Представители либерального течения (Э.Н. Берендтс, В.Ф. Дерюжинский, В.М. Гессен, А.И. Елистратов и др.) считали, что административно-правовая наука должна полностью отказаться от понятий, свойственных полицейскому праву.

Представители консервативного течения (И.Т. Тарасов, В.В. Ивановский, Н.Н. Белявский и др.) полагали, что замена полицейского права административным должна осуществляться постепенно, однако полицейское право как совокупность правовых норм не исчезнет, а войдет в состав административного, выполняя свою функцию.

В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века марксистско-ленинские теоретики права стали отрицать административное право, как проявление буржуазно-юридического мировоззрения, обосновывая тем, что с построением бесклассового общества административно-правовая форма исчезает с развитием социалистического планирования, а значит, в социалистическом обществе не будет необходимости в административном праве. И только в 1938 году Институтом права Академии наук СССР была разработана программа советского административного права.[17]

Административное право как учебная дисциплина предусматривает не только усвоение правового материала в рамках отрасли права, но и ориентирует обучающихся на усвоение правовых категорий иных отраслей права, а также ориентироваться в текущем административном законодательстве. При изучении дисциплины обучающиеся должны знать принципы и функции государственного управления, формы и методы реализации исполнительной власти, сущность и содержание управленческих отношений, систему и структуру органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и их правовой статус.

Административное право как учебная дисциплина позволяет усвоить правовые особенности применения мер государственного принуждения, полномочия органов судебной и исполнительной власти при рассмотрении ими дел об административных правонарушениях, обращений физических и юридических лиц; правовые основы государственной службы; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Другое значение учебной дисциплины заключается в изучении особенной части административного права, нормы которой регулируют отношения в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.

Таким образом, общественные отношения, составляющие предмет административного права как науки и учебной дисциплины довольно многообразны в силу своей специфики, которые возникают, развиваются и прекращаются в различных сферах, где требуется государственное управление.





Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 599; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8242 - | 7207 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.99.123 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.