double arrow

Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности


В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В современный период развития российского общества большая роль отводится негосударственной предпринимательской деятельности, привлечению иностранных инвестиций в российский рынок товаров и услуг, что будет способствовать экономическому развитию страны, созданию новых рабочих мест, росту благосостояния населения.

Государство определило соответствующие правила ведения предпринимательской деятельности и обеспечивает их соблюдение, чтобы не допустить неблагоприятных последствий от результатов предпринимательской деятельности, которые могут причинить вред как здоровью населения, их правам и свободам, так и экологии и государству в целом.

В ст.ст. 14.1-14.38 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Так согласно ст.2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке. Предпринимательская деятельность имеет ряд характерных признаков, позволяющих отличить ее от других видов хозяйственной деятельности.




Самостоятельность, как признак предпринимательской деятельности предполагает возможность инициативно определять род деятельности, средства и способы ее осуществления самому предпринимателю. Закон обеспечивает эту самостоятельность, предоставляя субъектам предпринимательства общую дееспособность, которая дает им право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (ст.23, 49 ГК РФ).

Предпринимательство связано с хозяйственным риском, который представляет собой возможность неблагоприятных имущественных последствий для субъекта хозяйствования, наступающих в результате субъективных (ошибки, просчеты) и объективных (форс-мажорные обстоятельства, экономический кризис, неблагоприятная конъюнктура и др.) причин.

В случае банкротства субъекта предпринимательства и его ликвидации все его имущество идет на погашение задолженности перед кредиторами и, в частности, перед лицами, работающими по трудовому договору. Субъект предпринимательства в этом случае может рассчитывать только на не розданное по долгам имущество (ст.25, 64 ГК РФ).

Предпринимательская деятельность относится к таким видам деятельности, которые требуют обязательной регистрации субъектов, их осуществляющих. Закон обусловливает обязательность государственной регистрации предпринимателя в налоговых органах. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.



К специфическому признаку, присущему только предпринимательству, относится ориентация на "систематическое получение прибыли". Все другие виды деятельности ориентируются на достижение иных целей.

Предпринимательская прибыль отличается от иных форм дохода (заработная плата, пенсия, стипендия и т.п.) тем, что она выступает как превышение результата предпринимательской деятельности над издержками по ее осуществлению.

Становление предпринимательства неразрывно связано с развитием рыночных отношений. Это результат того, что предпринимательская деятельность имеет рыночную природу. Все основные признаки предпринимательства и особенности взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности отвечают основным признакам рыночной экономики.



Во-первых, признак экономической свободы субъектов рыночного хозяйствования проявляется в самостоятельности и инициативности предпринимателей в осуществлении своей деятельности.

Во-вторых, признак максимизации результата хозяйственной практики при минимизации затрат выражается в стремлении предпринимателя получить прибыль.

В-третьих, взаимоотношения между предпринимателями строятся на рыночных принципах равноправия участников экономических отношений и взаимной выгоды.

В-четвертых, предпринимательские отношения базируются на саморегулирующих началах при всемерном ограничении непосредственного государственного воздействия на эти отношения, что также относится к рыночным признакам.

Таким образом, предпринимательская деятельность по своей природе является составной, органической частью рыночной экономики.

Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов (предпринимателей) осуществляется в той мере, в какой согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные (достигшие возраста совершеннолетия, вменяемые) граждане России, граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах, установленных законом. Вышеперечисленные субъекты могут заниматься предпринимательской деятельностью как индивидуально (с образованием юридического лица или без такового), объединяясь в различные организационно-правовые формы в установленном законом порядке.

Учитывая, что одним из признаков любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, то предприниматели, используя нестабильность законодательства, трудности в становлении рыночных отношений, ценовые диспропорции и другие негативные проявления в экономике, стремятся получить доходы любыми способами, в том числе и противоправными, а также укрыть их от налогообложения. Анализ статистических данных и изучение фактического положения дел на местах показывают, что, несмотря на принимаемые меры, криминогенная ситуация особенно в сфере потребительского рынка продолжает обостряться. Производство и реализация фальсифицированных товаров, незаконное повышение или поддержание цен, нарушения правил торговли и обман потребителей приобретают все большее распространение и носят массовый характер.

В настоящее время проблема распространения контрафактной и фальсифицированной продукции коснулась практически всех отраслей отечественной экономики.

Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация связана с отсутствием целенаправленной государственной политики, направленной на борьбу с производством некачественной продукции и с незаконным использованием интеллектуальной собственности. Существующие на законодательном уровне нормы оказываются на практике малоэффективными, а в некоторых случаях их применение затруднено или даже оказывается невозможным. Названное положение обусловлено тем, что имеет место невыполнение предписаний нормативных правовых актов, касающихся мер по устранению недостатков в организации прежде всего потребительского рынка. По-прежнему отсутствует отлаженная система взаимодействия органов внутренних дел и государственных контролирующих органов по предупреждению и пресечению административных правонарушений в рассматриваемой сфере.

Одним из способов противодействия государства массовым нарушениям в сфере предпринимательской деятельности выступает институт административной ответственности. В свою очередь основанием административной ответственности является состав административного правонарушения, включающий в себя объект и субъекта правонарушения, объективную и субъективную его стороны.

Общим объектом правонарушений в области предпринимательской деятельности являются общественные отношения, складывающиеся в процессе ее осуществления.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена в форме действий или бездействия, подробно определенных в статьях главы 14 КоАП РФ.

Субъектами ответственности по данным правонарушениям могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются совершением виновными лицами деяний в форме умысла или неосторожности.

Дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 14 КоАП РФ, рассматривают различные государственные органы.

Должностные лица органов внутренних дел в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.16 и статьей. 14.26 КоАП РФ, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1; 14.2; ч.1 ст.14.4; ст.14.7 ( по обращениям граждан); статьями 14.10; 14.14; 14.15; частями 1-3 статьи 14.16; частью 4 статьи 14.16; статьями 14.17; 14.18; 14.23; частями 1 и 5 статьи 14.34; статьями 14.37 и 14.38 КоАП РФ.

Большинство правонарушений в области предпринимательской деятельности выявляются и пресекаются государственными органами в процессе осуществления контроля (надзора), то есть при проведении проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.







Сейчас читают про: