double arrow

Лекция 8. Правовые основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности


Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках.Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РК и состоит из норм Гражданского кодекса РК, Закона РК «О конкуренции» и иных нормативных правовых актов РК, содержащих положения по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции. Закон определяет организационные и правовые меры государственного регулирования по поддержке предпринимательства, предупреждению, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности. Целями Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» являются развитие свободной конкуренции, предпринимательства, защита интересов потребителей и обеспечения условий для эффективного функционирования товарных рынков. Осуществление предпринимательской деятельности немыслимо без обеспечения добросовестной конкуренции на рынке. Конкуренция– состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров (работ, услуг). Добросовестная конкуренция на рынке обеспечивается различными средствами, среди которых большую роль играет правовое обеспечение. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках осуществляется системой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РК, в которой закреплен основополагающий принцип рыночной экономики – свобода конкуренции. Доминирующим (монопольным) положением признается исключительное положение субъекта рынка на товарном рынке, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на товарный рынок другим субъектам рынка или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности. При этом не может быть признано доминирующим положение, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает 35 процентов. Признаками доминирующего положения являются: 1) доминирующее положение устанавливается в отношении субъектов рынка, под субъектами рынка понимаются физические лица, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг); 2) субъекты рынка, положение которых анализируется, должны заниматься производством товаров; 3) доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке; 4) качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара; 5) количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую субъект рынка занимает на рынке определенного товара. Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Правомерное поведение в области экономических отношений и защита конкуренции обеспечивается различными средствами – мерами государственного принуждения. Запрещающие и обязывающие нормы, содержащиеся в актах антимонопольного законодательства, устанавливают несколько ключевых обязанностей. Общие обязанности (не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не использовать права в целях ограничения конкуренции и не злоупотреблять доминирующим положением на рынке) предусмотрены Конституцией РК и Законом РК «О конкуренции». Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция представляют собой типы поведения на товарном рынке, нарушающие именно эти обязанности. Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования. Отличительной особенностью данных средств является то, что основной целью их закрепления в законодательстве является обеспечение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Этот порядок предусматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности. В литературе правовые средства антимонопольного регулирования в зависимости от цели их применения предлагается классифицировать следующим образом: а) средства, используемые с целью отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования; б) средства, применяемые в целях предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономической концентрацией; в) средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции.. Реагируя на факты совершения данных правонарушений, антимонопольные органы применяют особые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства – предписания, которые следует отличать от иных мер государственного антимонопольного регулирования. Предписаниям присущи несколько важных свойств: подзаконность, официальность, функциональность, властный характер, регулятивность, подконтрольность, юрисдикционность. За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и установленные в нем требования, соответствующие субъекты несут юридическую ответственность. В области применения антимонопольного законодательства юридическая ответственность возлагается на правонарушителя различными органами. Различаются: 1) ответственность, возлагаемая органом исполнительной власти; 2) ответственность, возлагаемая судом. В зависимости от того, какой вид правонарушения в сфере конкуренции совершен, юридическая ответственность подразделяется на гражданско-правовую, административную и уголовную.








Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) субъектов рынка, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемляющие законные интересы потребителей. Монополистическая деятельность является правонарушением, и как любое правонарушение имеет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Целями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Государство стремится гарантировать как само существование конкуренции, так и ее качественные характеристики. Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность. Такой правопорядок и следует считать объектом монополистической деятельности. Обычно объективную сторону правонарушения обычно составляют: противоправность поведения субъекта, вредные последствия и причинная связь между ними. Монополистическая деятельность – это деяние, то есть выраженное в форме действия или бездействия поведение на рынке субъекта рынка или властного органа. Согласно Закону «О конкуренции и монополистической деятельности» данная деятельность противоречит нормам права, поэтому ее можно назвать противоправной. Другим элементом состава правонарушения является его вредоносность (вред). Монополистическая деятельность, нарушающая правила антимонопольного законодательства, наносит вред отношениям в сфере добросовестной конкуренции. Субъектами монополистической деятельности являются физические лица, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг). Монополистическая деятельность совершается только целенаправленно (умышленно). Деятельность считается монополистической только в том случае, если она в качестве своей непосредственной цели имеет недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическую деятельность следует рассматривать как антипод конкуренции. Конечной целью ее является максимилизация прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности. Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям. Критерием классификации может быть выбрана форма отражения и закрепления проявлений монополистической деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют договорный и внедоговорный виды монополистической деятельности. Кроме этого, в основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике. Антимонопольные органы и их деятельность.Проведение государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, защите конкуренции и прав потребителей, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, регулирование цен, а также координацию деятельности других государственных органов в этой области осуществляет уполномоченный орган по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности – антимонопольный орган РК. Единую систему антимонопольного органа образуют центральный исполнительный орган в области политики и подчиненные ему территориальные подразделения. Задачами антимонопольного органа являются: поддержка предпринимательства, развитие конкуренции на рынке товаров; принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке, пресечению недобросовестной конкуренции; регулирование деятельности субъектов естественной монополии; координация деятельности государственных органов по защите интересов потребителей. При антимонопольном органе создаются и действуют экспертные советы, которые формируются из числа ученых и специалистов, представителей государственных органов и субъектов рынка.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках?

2. Сущность и виды конкуренции.

3.Дайте понятие доминирующего положения. Каковы признаки доминирующего положения?

4. Понятие и признаки монополистической деятельности.

5. Какова классификация монополистической деятельности?

6. Дайте понятие недобросовестной конкуренции. Каковы признаки и виды недобросовестной конкуренции?

7. Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии.

8. Кто относится к субъектам естественной монополии?

9. Антимонопольные органы и их деятельность. Основные задачи антимонопольного органа. Экспертные советы при антимонопольном органе.







Сейчас читают про: