Как источник предпринимательского права

Понятие и виды источников предпринимательского права. Нормативный правовой акт

К источникам предпринимательского права относятся нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения Все нормативные правовые акты объединены в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией. Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости: Конституция РФ.

Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного, Налогового кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и других кодифицированных законов.

В частности, ст. 110.1 БК РФ допускает возможность предусмотреть в соответствующих бюджетах на очередной финансовый год внутренние заимствования РФ, субъекта РФ или муниципальных образований в программе внутренних заимствований. В 2004 г. в федеральный бюджет был заложен годовой лимит государственных гарантий на сумму 3 млрд. рублей для поддержки малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, многочисленны, в связи с чем их исчерпывающее перечисление затруднительно и нецелесообразно. Возможны различные классификации данных законов в зависимости от выбранных критериев. В частности, используя сферу предпринимательства в качестве критерия классификации, получим следующую систему:

- Законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности, например: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О техническом регулировании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления" и др.;

- Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О финансово-промышленных группах" и др.;

- Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: "О рекламе", "Об аудиторской деятельности", "Об организации страхового дела в РФ", "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об оценочной деятельности" и др.;

- Законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: "О коммерческой тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О правовой охране топологий интегральных микросхем", Патентный закон и др.;

- Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: "Об арбитражных судах", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О третейских судах", "О международном коммерческом арбитраже" и др.;

- Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об экспортном контроле" и др.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: "О защите потребителей от недобросовестной рекламы", "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп", "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" и др.

Нормативные правовые акты российского Правительства можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.), например: Постановление Правительства РФ "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"; Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и др.

Нормативные правовые акты Правительства, регулируя предпринимательские отношения:

- устанавливают правовые ориентиры деятельности: а) органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"); б) организаций и индивидуальных предпринимателей (Постановление Правительства РФ "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация"; Постановление Правительства РФ "О знаке обращения на рынке");

- вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию").

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей (распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и организаций").

В соответствии с Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и в Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после их подписания.

Федеральные министерства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др. (Приказ Минфина РФ "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"; Приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах").

Федеральные министерства: а) осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; б) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Например, Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и целевых программ, мобилизационной подготовки экономики РФ, управления государственным материальным резервом, формирования оборонного государственного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

--------------------------------

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете "Российские вести" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература", а также распространяемом центром правовой информации "Система".

В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются постановления Верховного Совета РФ. К таким актам относится Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1) (в ред. от 26 ноября 2001 г.) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы и др.). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 N 185-36 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга" (в ред. от 8 мая 2001 г., с изм. от 9 декабря 2003 г.) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 1998. N 9.Закон ЯО от 03.12.2007 N 100-з
(ред. от 03.04.2012) "Об административных правонарушениях" (принят ГД ЯО 20.11.2007)
(вместе с "Перечнем должностных лиц полиции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", "Перечнем должностных лиц органов исполнительной власти Ярославской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях") Закон ЯО от 30.11.2005 N 69-з (ред. от 03.04.2012)"О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области"
(принят ГД ЯО 29.11.2005) Закон ЯО от 06.05.2008 N 20-з (ред. от 29.06.2010) "О развитии малого и среднего предпринимательства" (принят Ярославской областной Думой 29.04.2008)

Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления - постановления и распоряжения. Форма опубликования актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы. Эти акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Органы местного самоуправления могут издавать акты об утверждении местного бюджета, акты об охране природы, развитии коммунального хозяйства и т.д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативных правовых актов организаций. Они определяются самими организациями в положениях, уставах, закрепляющих основы их функционирования, и являются локальными нормативными актами. Например, к компетенции совета директоров отнесено принятие в акционерном обществе следующих внутренних документов: положение об информационной политике (содержит правила и подходы к раскрытию информации); положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества (утверждается советом директоров с целью упорядочения процедуры проведения проверок ревизионной комиссией); положение о дивидендной политике (содержит общие задачи по обеспечению роста капитализации общества и конкретные, основанные на законах и подзаконных актах правила, регламентирующие порядок расчета чистой прибыли и определения части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, условия их выплаты) и т.п.

К числу локальных относятся также Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. (Протокол N 49) и рекомендованный к применению Федеральной комиссией по ценным бумагам от 5 апреля 2002 г.; Кодекс этики аудиторов, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (Протокол от 28 августа 2003 г. N 16).

Руководителями организаций и предприятий издаются приказы нормативного и индивидуального значения, с помощью которых регулируются вопросы труда, заработной платы, материального поощрения, учетной политики предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета, и другие внутриорганизационные вопросы.

Распоряжения издаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов, и по иным оперативно-методическим вопросам.

Следует отметить, что судебные прецеденты не являются источниками права в силу исторической принадлежности России к континентальной правовой системе. Не относятся к источникам предпринимательского права и акты арбитражных судов, в частности постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в ред. от 25 марта 2004 г.) <1> Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщает практику применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда, которые в силу ч. 2 ст. 13 ФКЗ "Об арбитражных судах" обязательны для арбитражных судов.

В целях обеспечения единства судебной практики в ст. 16 ФКЗ "Об арбитражных судах" установлено, что Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях в виде информационных писем <1>. Статья 16 ФКЗ "Об арбитражных судах" в отличие от ч. 2 ст. 13 того же Закона не предусматривает их обязательности для арбитражных судов, и они носят рекомендательный характер.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"; информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. N 85 "Обзор практики разрешения споров по договору комиссии".

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам. В п. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. N 19-П указано, что "...решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов необязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания, следуя при этом Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации). Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть оспорены в установленных федеральным законом процессуальных формах. Кроме того, не предусмотрена обязательность официального опубликования этих решений, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой применению подлежат только официально опубликованные акты, также исключает для других правоприменителей и обязательность следования им при разрешении других дел" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.

2.3. Обычай делового оборота как источник предпринимательского права

Одним из факультативных источников предпринимательского права является обычай делового оборота, которым в соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" были даны следующие разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (ст. ст. 311, 315, 474, 478, 508, 510, 513, 848, 863, 874 и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. ст. 134, 135, 138 Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ ("Палубный груз") перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.

Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В ряде статей ГК РФ используется термин "обычно предъявляемые требования", который в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. ст. 309, 478, 992 ГК РФ), а в других используется как самостоятельный термин (ст. ст. 484, 485, 721 ГК РФ). В научной литературе обычай делового оборота рассматривается как разновидность обычно предъявляемых требований <1>, что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже") <1>. В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий <2>. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями В п. 1 ст. 9 Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г. (Венской конвенции) говорится, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях Можно констатировать, что в настоящее время система обычаев делового оборота в Российской Федерации находится в стадии становления (исключение - обычаи морских портов). В то же время дальнейшее развитие и совершенствование предпринимательских отношений будут способствовать более широкому их применению в экономическом обороте.

Обычай делового оборота, как было отмечено, наиболее часто применяется во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и публикует в сборниках обычаи для факультативного применения предпринимателями (например, Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют и применяются только при наличии на них ссылки в договоре. Первоначально в 1923 г. МТП опубликовала сборник сведений о принятых в различных странах торговых обычаях и обыкновениях в отношении базисов поставки "Trade Terms" (последующие редакции - 1929 и 1953 гг.). На основе указанных сведений в целях унификации толкования базисов поставки были подготовлены и изданы в 1936 г. Инкотермс - Международные правила по толкованию торговых терминов (Публикация МТП. 1990. N 460). В настоящее время действует редакция Инкотермс-2000, рекомендованная МТП для применения с 1 января 2000 г. Обычно их положения применяются, если в договоре сделана прямая отсылка, а в условиях договора не предусмотрено иное. ГК РФ (п. 6 ст. 1211) исходит из презумпции, согласно которой, при отсутствии в договоре иных указаний, когда в нем использованы принятые в международном обороте торговые термины, считается, что сторонами согласовано применение к возникшим отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. В то же время Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4) Инкотермс-2000 признаны в России торговым обычаем Инкотермс предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые термины Инкотермс содержат указания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров купли-продажи: по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов и др. Инкотермс фиксируют момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а также момент перехода риска случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя. Ссылка в договоре на Инкотермс делает их условиями договора. Не исключается возможность установления обычая на основе доказательств, предъявляемых заинтересованными сторонами.

Национальные торгово-промышленные палаты (федеральные и региональные) также изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц (например, обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли). Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ) <1> ТПП свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу.

На основе обобщения банковской практики в области международных аккредитивных расчетов и систематизации сложившихся в банковской сфере обычаев и обыкновений МТП были разработаны Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Uniform Custom and Practice for Documentary Credits - UCP). В настоящее время действует редакция 1993 г. (публикация МТП N 500 - UCP-500) <1>. Подобно Инкотермс, UCP-500 не являются нормативным актом и применяются при наличии ссылки на них в договоре между клиентом и банком. Особенностью UCP является то, что, выступая отражением международной банковской практики, данные правила могут применяться и при отсутствии ссылки на них в договоре.

Унифицированные правила являются составной частью практически каждого документарного аккредитива, на что указывает включаемая в текст аккредитива стандартная оговорка: "Настоящий аккредитив подчиняется Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов, редакция 1993 года, публикация МТП N 500".

К актам, отражающим содержание международных торговых обычаев, относятся и Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА) <1>. Принципы УНИДРУА не являются международным договором и носят рекомендательный характер. В то же время значение их велико, поскольку суды, в том числе третейские, могут применять нормы Принципов к отношениям сторон по сделке, если в применимом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо спорный вопрос. Согласно указаниям, содержащимся в Принципах, для их применения к конкретному договору необходимо соглашение об этом его сторон. Основанием для применения Принципов может служить и соглашение сторон о регулировании их договора "общими принципами права", "обычаями и обыкновениями международной торговли или аналогичными положениями". Предусмотрено применение Принципов и в некоторых других случаях (при невозможности установления соответствующей нормы применимого права; для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов; в качестве модели для разработчиков национального и международного законодательства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: