Цели деловой игры

В процессе деловой игры студенты или слушатели1 анализируют ситуа­цию, сложившуюся в регионе с исполнением экологического законодатель­ства, состояние работы представительных и исполнительных органов власти, природоохранных органов и прокуратуры как органов контроля и надзора и определяют меры, направленные на улучшение состояния природной среды.

Деловая игра способствует: повышению знаний студентов нового эколо­гического законодательства, совершенствованию навыков анализа конкрет­ной ситуации, сложившейся с исполнением этого законодательства; закреп­лению знаний компетенции органов представительной и исполнительной власти, природоохранных органов и прокуратуры в области охраны окру­жающей среды; приобретению навыков проведения служебного совещания.

Ситуация, предлагаемая для обсуждения на занятии (возможный вариант)

Сотрудники отдела по надзору за исполнением экологического законодательства областной прокуратуры, изучив работу по надзору за исполнением названного законодательства прокуратур Бежневского, Сергеевского, Иса­ковского, Коржевского районов и г. Энска, а также межрайонной природо­охранной прокуратуры и проведя несколько проверок на предприятиях, в районных комитетах природных ресурсов, в районных центрах санитарно-эпидемиологического надзора и в отделениях Государственной автомобиль­ной инспекции, установили следующее.

Состояние окружающей среды в указанных районах и в г. Энске за по­следние 2-3 года значительно ухудшилось. Резко повысились концентрации токсичных веществ во многих реках, озерах и других водоемах, пылеобраз­ных и газообразных веществ в атмосферном воздухе.

Основные загрязнители вод - сельскохозяйственные предприятия. Так, сточные воды животноводческих и птицеводческих ферм поступают без очи­стки в водоемы, загрязняя их, отсутствуют специальные навозохранилища и очистные сооружения в большинстве хозяйств, навоз накапливается в водо­заборах и попадает со стоками в водоемы; ядохимикаты и минеральные удобрения хранятся под открытым небом и в период дождей попадают в во­доемы. В результате потребление воды из многих водоемов представляет опасность для здоровья людей и животных. Большой вред воздушной среде причиняется выбросами токсичных и других веществ цементного, стекольно­го и лакокрасочного заводов, а также автотранспорта.

Земли, передаваемые во временное пользование для добычи общераспро­страненных полезных ископаемых, ведения строительных, дорожных и иных работ, как правило, по окончании этих работ не рекультивируются. Вследст­вие этого в четырех районах только за последние два года было приведено в непригодное для сельскохозяйственного использования 37 га земли. На территории районов возникло несколько несанкционированных (неразрешен­ных) свалок промышленных и бытовых отходов, что ведет к потере и загряз­нению сельскохозяйственных земель.

В Исаковском районе имели место случаи отравления людей продуктами растениеводства, содержащими опасные концентрации нитратов, нитритов, тяжелых металлов и других вредных веществ. Допускались и другие наруше­ния экологического законодательства.

Несмотря на ухудшение экологической обстановки, вызванное многочисленными нарушениями экологического законодательства, внимание всех проверенных прокуратур к этому участку работы ослаблено. Проку­рорские проверки нередко были некачественными. Прокуратурой Коржев­ского района в течение года не проведено вообще ни одной проверки ис­полнения экологического законодательства, хотя основания для этого имелись. Не проводилось проверок в органах экологического контроля, не­смотря на поступающие сигналы о пассивности этих органов и об уклоне­нии их от проведения проверок и устранения нарушений экологического законодательства. По фактам отравления людей, залповых выбросов (сбро­сов) предприятиями токсичных веществ в атмосферу и водоемы уголовные дела районными прокурорами не возбуждались вообще, а природоохранным прокурором было возбуждено одно дело по ст. 251 и два дела по ст. 250 УК РФ, но и они были необоснованно прекращены. Районными ко­митетами охраны окружающей среды и центрами санитарно-эпидемио­логического надзора не всегда принимаются меры воздействия к нарушите­лям экологического законодательства, не предъявляются иски в суды и арбитражные суды к предприятиям, причинившим вред окружающей среде. Предписания природоохранных органов не всегда исполняются должност­ными лицами. В работе районных и природоохранной прокуратур допуска­ется дублирование, вместе с тем ряд экологически неблагополучных объек­тов выпали из сферы прокурорского надзора.

Ознакомившись с предоставленными материалами, прокурор области при­нял решение о проведении служебного совещания, пригласив на него предста­вителей областной администрации, областного комитета охраны окружающей среды, областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, обла­стного центра санитарно-эпидемиологического надзора, министра экологии и природопользования Правительства области, представителя Государственной автомобильной инспекции. Проведение совместного совещания поручено за­местителю прокурора области, а выступление с докладом - начальнику отдела по надзору за исполнением экологического законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: