Цена: виды, структура, функции

Цена – это денежное выражение стоимости.

Виды цен классифицируются:

I. В зависимости от сферы торговли:

1. оптовые – цены по которым продукция реализуется крупными партиями;

2. розничные – цены по которым товар продаётся в розничной торговли;

3. закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий.

II. По степени и способам регулирования:

1. жёстко фиксированные, твёрдые цены – назначаются гос. органами ценообразования;

2. регулируемые цены – регулируются гос. органами – утверждение гос. органами предельного уровня рентабельности;

3. договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

4. свободные рыночные цены;

5. мировые цены – цены мирового рынка;

6. сопоставимые или неизменные цены – для определения индекса цен;

7. сезонные цены – изменяются в определённый период времени года, типичные для сельхоз. продукции;

8. биржевые, аукционные, комиссионные.

Структура цен:

1. оптовая цена предприятия = себестоимость + прибыль;

2. розничная цена = оптовая цена промышленника + налоги и платежи + прибыли + прибыль торговых организаций + издержки торговых организаций + транспортные издержки.

Функции цены:

1. измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

2. соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров;

3. учётная – цена становится вспомогательным инструментом учёта, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по 25 тыс. руб., на общую сумму 125 тыс. руб.;

4. инструмент анализа, прогнозирования, планирования;

5. социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объём потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

6. внешнеэкономическаие функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчётов между странами;

7. стимулирующая функция – влияет на повышение объёмов производства и улучшение качества продукции.

Тема 2. Полезность, ценность и цена. Теория потребительского поведения.

План

1. Потребность и полезность

2. Предельная полезность. Методологические положения теории маржинализма

3. Предельные величины Т.М.

4. Теория потребительского поведения.




double arrow
Сейчас читают про: