Цена – это денежное выражение стоимости.
Виды цен классифицируются:
I. В зависимости от сферы торговли:
1. оптовые – цены по которым продукция реализуется крупными партиями;
2. розничные – цены по которым товар продаётся в розничной торговли;
3. закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий.
II. По степени и способам регулирования:
1. жёстко фиксированные, твёрдые цены – назначаются гос. органами ценообразования;
2. регулируемые цены – регулируются гос. органами – утверждение гос. органами предельного уровня рентабельности;
3. договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
4. свободные рыночные цены;
5. мировые цены – цены мирового рынка;
6. сопоставимые или неизменные цены – для определения индекса цен;
7. сезонные цены – изменяются в определённый период времени года, типичные для сельхоз. продукции;
8. биржевые, аукционные, комиссионные.
Структура цен:
1. оптовая цена предприятия = себестоимость + прибыль;
2. розничная цена = оптовая цена промышленника + налоги и платежи + прибыли + прибыль торговых организаций + издержки торговых организаций + транспортные издержки.
Функции цены:
1. измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;
2. соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров;
3. учётная – цена становится вспомогательным инструментом учёта, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по 25 тыс. руб., на общую сумму 125 тыс. руб.;
4. инструмент анализа, прогнозирования, планирования;
5. социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объём потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
6. внешнеэкономическаие функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчётов между странами;
7. стимулирующая функция – влияет на повышение объёмов производства и улучшение качества продукции.
Тема 2. Полезность, ценность и цена. Теория потребительского поведения.
План
1. Потребность и полезность
2. Предельная полезность. Методологические положения теории маржинализма
3. Предельные величины Т.М.
4. Теория потребительского поведения.






