double arrow

На современном этапе


Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти
37 млн пожилых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

С 1 января 2002 г. в России осуществлялся очередной этап пенсионной реформы с вступлением в силу таких федеральных законов, как Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон о государственном пенсионном обеспечении, Закон о трудовых пенсиях. С 1 января 2010 г. в эти законы были внесены значительные изменения (см. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”»[14]).

Начало пенсионной реформы приходилось на конец 1980-х — начало 1990-х гг. Она ставила перед собой следующие задачи: обособить средства пенсионного страхования от государственного бюджета, создать единую пенсионную систему для всех категорий пенсионеров, увеличить размер пенсии, — которые были решены Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях
в Российской Федерации»[15], утратившим силу с 1 января 2002 г.




Однако в начале 1990-х гг. пенсионная система РФ оказалась в состоянии кризиса, который был в значительной мере спровоцирован резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Доходы пенсионеров хронически отставали от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости
(с учетом компенсации) в середине 1990-х гг. было почти в два раза ниже (в сопоставимых ценах), чем до начала либерализации цен в декабре 1991 г.

Основной проблемой пенсионного обеспечения был и остается низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых.

Необходимо ознакомиться с основными целями и принципами пенсионной реформы.

Основными целями пенсионной реформы являются:

· реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;

· обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;



· адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям;

· рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

· повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.

Исходя из заявленных целей реформа должна основываться на следующих принципах:

· каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

· каждый работающий по найму подлежит обязательному пенсионному страхованию;

· каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

· финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

· средства обязательного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.



На современном этапе пенсионная система России состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий, закрепленной Законом о трудовых пенсиях, и системы государственных пенсий, закрепленной Законом о государственном пенсионном обеспечении.

По системе трудовых пенсий сумма пенсионных выплат каждому застрахованному не может превышать суммы страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Это означает, что система обязательного социального страхования из системы коллективной, солидарной защиты превратилась в систему индивидуальной защиты. Видами трудовых пенсий являются пенсии: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Структура пенсии по старости состоит из страховой и накопительной частей,
а пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца — из страховой части.

Государственные пенсии назначаются в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. По данному
Закону пенсии назначаются лицам, не подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Виды государственных пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии.

По общему правилу лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Перечень граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, закреплен п. 3 ст. 3 Закона
о государственном пенсионном обеспечении. Данный перечень необходимо хорошо знать.

Пенсионное обеспечение является денежным видом социального обеспечения. Пенсия — это ежемесячная денежная выплата лицам, достигшим установленного законом возраста, длительное время занимавшимся определенной профессиональной деятельностью, ставшим инвалидами или потерявшим кормильца.

Классифицировать пенсии на виды можно по различным основаниям.

По источнику финансирования пенсии делятся на страховые (предусмотренные Законом о трудовых пенсиях) и нестраховые (предусмотренные Законом о государственном пенсионном обеспечении).

По социальным рискам, являющимся основанием для назначения, пенсии делятся на пенсии по старости (достижение установленного законом возраста), пенсии за выслугу лет (длительная профессиональная деятельность), пенсии по инвалидности (наступление инвалидности), пенсии по случаю потери кормильца (смерть кормильца).

По обусловленности трудовой деятельностью пенсии делятся на трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и нетрудовые (социальные).

Контрольные вопросы и задания

1. Какова структура современной пенсионной системы в России?

2. На основе каких принципов осуществляется выплата трудовых пенсий?

3. Дайте определение понятию «пенсия».

4. Дайте классификацию пенсий и назовите их виды.

5. Назовите круг лиц, обеспечиваемых пенсиями в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

6. Назовите круг лиц, обеспечиваемых пенсиями в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.

7. Назовите виды пенсий по Закону о трудовых пенсиях.

8. Назовите виды пенсий по Закону о государственном пенсионном обеспечении.

9. Допускается ли одновременное получение двух пенсий?


Тема 8







Сейчас читают про: