Символический характер средневековой культуры

Средневековый человек считал, что помимо жизни на земле есть еще мир божественный, который существует параллельно. Мышление средневекового человека имело символический характер. Средневековый человек мыслил символами, воспринимал мир посредством символа. Мир – это книга, написанная рукой бога, в которой каждый объект представляет собой слово полное смысла. Роза, голубь, драгоценные камни – важнейшие религиозные символы. Лев – символ евангелиста Марка, орел – Иоанна, человек – Матфея, телец − Луки. Но эти существа вместе с тем символизируют Христа в четыре решающих момента его жизни. Иисус человеком рожденный, жертвенным тельцом умерший, львом воскресший, орлом вознесшийся. Эти же существа служат символами человеческих добродетелей. Наиболее часто в средневековом искусстве мы встречаем образы крестоцвета и трилистника. Крестоцвет – небольшой цветок, получивший широкое распространение в средневековом символизме из-за своего сходства с крестом, сходства с крестом на котором распяли Христа. Кроме того, этот образ ассоциируется и с числом апостолов. Трилистник – лист клевера, напоминание о святой троице. Крестоцветы и трилистники составляют основу средневековых орнаментов, являются украшением корон, элементами архитектурных сооружений, неотъемлемым элементом скульптуры, живописи и книжной миниатюры. Цифры составляют в средневековом искусстве важнейший символический смысл. Один – символ единства и одиночества, три – число троицы, семь – число совершенства и отдыха, существует семь даров духа, семь грехов, семь печатей, семь церквей в откровении. Цифровую символику можно без труда обнаружить в архитектуре: в восьмиугольных храмах, в трех или пяти купольных церквях, в двенадцати окнах соборов или важных монастырях.

Всему, что отходит от нормы жизни, что не соответствует тому порядку, который сотворил бог, приписывалось отрицательное значение. Поэтому в средневековой символике мы находим множество образов, которые имеют негативный смысл, поскольку мир населен не только силами светлыми, божественными, но в нем присутствуют и дьявольские силы − змеи, аспиды, драконы.

Таким образом, символ для средневекового человека был попыткой преодолеть двухмерность, соединить в своем сознании реальный земной и божественный миры, окажется после смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: