Мораль и культура. Моральная культура особы как система ценностей

Мораль - система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.

Общественная мораль не всегда вербализуется, но, тем не менее, как правило, осознается и, благодаря этому, сообщает культуре более четкие ориентиры, поддерживая ее и облегчая ее трансляцию, а также культурную преемственность поколений. Вместе с тем, мораль редко всерьез обосновывается и объясняется, так обстоит дело и с культурными установлениями, которые защищаются моралью. Каждый человек фактически опирается на личную мораль, которая служит более или менее искаженной проекцией общественной морали, если таковая озвучена. Но чаще всего общественная мораль, сама по себе, вообще не существует, и о ней можно говорить лишь в отношении некоторых культурных требований и рекомендаций, характерных для личных моралей данного культурного сообщества.

Личная или общественная мораль привязаны к вполне определенной культуре, и моральные оценочные суждения имеют практическое значение для того сообщества, которое признает данную культуру. Тут и выступает моральная культура как система ценностей. Люди, принадлежащие определенной культуре, склонны судить о человеке и обществе, относящихся к другим культурам, с позиций своей морали. Такого рода осуждающие или одобряющие оценки не прибавляют подлинного знания, но зато укрепляется сплоченность (что давно и хорошо известно). Склонность людей абсолютизировать свою мораль, видеть в ней нечто универсальное проистекает из изрядной роли установки на превосходство в их культуре, а отнюдь не из ее собственных свойств.

Личный отказ от указанной абсолютизации исключает использование моральных оценок в отношении других культур, но практически не устранаяет сугубо личных внеморальных оценок. К примеру, человек с половой ориентацией не такой, как у меня, живет, в сравнении со мной, в несколько отличающейся культуре и, следовательно, у него иная мораль. Поэтому моя отрицательная моральная оценка не имеет никакого веса для этого человека. Такая оценка человека другой культуры означает лишь то, что мы считаем свою культуру и мораль неоспоримым образцом для всех прочих культур, что, как уже отмечалось, служит не истине, а является признаком чрезвычайно раздутого мнения о нашем превосходстве. Вместе с тем, если мы не придерживаемся подобного мнения, мы отнюдь не всегда становимся толерантными: многие испытывают неприязнь к людям иной половой ориентации не потому, что нам так велит наша культура, а по причинам, которые мы вообще редко можем осознать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: