Уровни (этапы) психологического анализа урока

Предваряющий психологический анализ урока.

Осуществляется на этапе подготовки учителя к уроку. Сначала у учителя возникает образовательный замысел урока, затем наступает этап всестороннего анализа всего, что связано с будущим уроком: учебного материала, целей, задач, избираемых методов, приемов и способов обучения, условий проведения (особенности класса, место, температура), способов организации учебного процесса. Выбор способов организации учебного процесса определяется тем, что результат, эффект обучения зависит от того, чему обучают (содержание материала), от того, кого обучают (способности, особенность усвоения материала, отношение к учению, межличностные отношения) и кто и как обучает) способы организации, методы, личностные особенности).

Текущий анализ.

Возникающая по ходу педагогическая ситуация таит в себе немало неожиданного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции учителя, умения сориентироваться в ней и изменить план урока. Поэтому учитель должен обладать следующими умениями:

1. увидеть, подготовлен ли класс;

2. заметить состояние детей;

3. воспринимать реакцию детей на вопросы, объяснения;

4. внимательно слушать ответы учащихся;

5. держать класс в поле зрения, поддерживать дисциплину;

6. заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темы, затруднения, глубину усвоения и др., интеллектуальную активность, интерес), отдельных групп учащихся (сильных, слабых, средних);

7. видеть, слышать себя, класс в целом и каждого ученика в отдельности и др.

Ретроспективный анализ.

Это сопоставление проекта, плана (замысла) урока с его реализацией позволяет выявить учителю достоинства и недостатки урока, их причины, наметить пути устранения слабых сторон при улучшении сильных помогает определить реальное продвижение учащихся.

Такой анализ дает ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: