Оценка диспозиционного подхода к исследованию личности

В то время как большинство психологов сходятся в том, что личность любого человека может быть описана на основе определённого набора черт, до сих пор спорным вопросом остаётся как раз этот ряд черт, составляющих личность. В то время как теории личностных черт довольно объективны — чего не хватает другим теориями личности (например, психоаналитической теории Фрейда), — они имеют и свои недостатки. Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении диспозициональных теорий заключается в том, что зачастую поведение человека невозможно предугадать, зная лишь черты его личности. Даже если этот человек обладает каким-либо качеством в довольно высокой степени, не обязательно в какой-то ситуации он поведёт себя определённым образом. Еще одна проблема заключается в том, что теории личностных качеств не могут сказать, как именно и почему появляются или развиваются индивидуальные различия.

Применительно к РИ это значит, что простое перечисление характеристик персонажа не дает мастерам возможности качественно «цеплять» персонаж за другие персонажи, поскольку модус операнди его неизвестен. Неизвестно, как, предположительно, будут взаимодействовать пять персонажей с характеристикой «добрый» или «аристократ» между собой и другими. Когда в квенте нет описания ситуаций, в которых был персонаж и как он там себя повел – тогда и начинаются совершенно бессодержательные споры о том, мог персонаж повести себя тем или иным способом или нет при этом легко происходит смешение личности игрока и персонажа. Не имея описаний поведения персонажа, спорщики подсознательно пользуются тем, что известно об игроке и его поведении. Холивар перетекает в «пожизненную» плоскость. Это большое распространенное убеждение, что если игрок накидал перечень качеств персонажа, то сможет сходу его сыграть не похожим на себя. Нет. Поскольку у игрока нет и не может быть в запасе иных паттернов поведения, кроме собственных и если игрок не задумывался о том, чем его поведение отличается от поведения персонажа, он неосознанно копирует свои паттерны. По секрету, игрок часто и при разработанной модели поведения персонажа копирует свои паттерны, однако, при наличии разработанных для персонажа – не так интенсивно и более осознанно.

Для мастера, который принимает заявку, содержащую ответы только на диспозиционные вопросы есть гораздо больший риск мискастинга на важные роли. То, что человек заявился Гендальфом не гарантирует того, что он будет себя вести как Гендальф из канона. А вот если этого потенциального Гендальфа опросить о действиях в разных предложенных мастером ситуациях – риск мискастинга снижается. В разы. Для цели снижения риска мискастинга служат же и сыгровки до игры, когда по их результатам еще можно что-то исправить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: