От характера продукции

Тип олигополии Чистая, или однородная олигополия Дифференцированная олигополия
Характер производимой продукции Продукция однородная, товары отрали являются совершенными заменителями Продукция дифференцированная, товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями
Пример Рынок цемента, стали, алюминия, меди, свинца, газетной бумаги, вискозы Рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива

Особенность олигополии как специального типа строения рынка заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Результаты соперничества на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно отличными.

Олигополистические модели делятся на два больших класса. Первый - олигополия без сговора, в которых каждая фирма, ориентируясь на действия конкурентов, самостоятельно максимизирует прибыль, управляя собственной ценой и объемом поставок продукции. Второй класс моделей - олигополия со сговором, когда фирмы пытаются в целях повышения собственной прибыли найти кооперативное решение. Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники (табл. 9).

Таблица 9

Характеристика олигополистических рынков

В зависимости от поведения участников

Тип олигополистического рынка Некооперированная олигополия Кооперированная олигополия
Характер поведения фирм на рынке Фирмы действуют независимо, на свой страх и риск Фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или каким-либо другим способом
Основные экономические модели, описывающие данный тип рынка Модель Курно, модель ломаной кривой спроса Модель картеля, модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство)

Важной предпосылкой, определяющей конкретный вид модели олигополии без сговора, является стратегическая переменная. Если олигополисты принимают решение об объеме выпуска продукции, то модель представляет количественную олигополию. Если олигополисты принимают решение о цене - ценовую олигополию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: