Тип олигополии | Чистая, или однородная олигополия | Дифференцированная олигополия |
Характер производимой продукции | Продукция однородная, товары отрали являются совершенными заменителями | Продукция дифференцированная, товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями |
Пример | Рынок цемента, стали, алюминия, меди, свинца, газетной бумаги, вискозы | Рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива |
Особенность олигополии как специального типа строения рынка заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Результаты соперничества на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно отличными.
Олигополистические модели делятся на два больших класса. Первый - олигополия без сговора, в которых каждая фирма, ориентируясь на действия конкурентов, самостоятельно максимизирует прибыль, управляя собственной ценой и объемом поставок продукции. Второй класс моделей - олигополия со сговором, когда фирмы пытаются в целях повышения собственной прибыли найти кооперативное решение. Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники (табл. 9).
|
|
Таблица 9
Характеристика олигополистических рынков
В зависимости от поведения участников
Тип олигополистического рынка | Некооперированная олигополия | Кооперированная олигополия |
Характер поведения фирм на рынке | Фирмы действуют независимо, на свой страх и риск | Фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или каким-либо другим способом |
Основные экономические модели, описывающие данный тип рынка | Модель Курно, модель ломаной кривой спроса | Модель картеля, модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство) |
Важной предпосылкой, определяющей конкретный вид модели олигополии без сговора, является стратегическая переменная. Если олигополисты принимают решение об объеме выпуска продукции, то модель представляет количественную олигополию. Если олигополисты принимают решение о цене - ценовую олигополию.