В маркетинговом планировании используют следующие модели:
- матрица "товар- рынок"
- модель Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
- модель конкуренции Портера.
1) Матрица "товар- рынок " предусматривает использование 4-х альтернативных стратегий маркетинга для сохранения или увеличения сбыта:
- проникновение на рынок (эффективна, если рынок не насыщен),
- развитие рынка (если возникают новые сегменты в результате изменения факторов внешней среды);
- разработка товара (если фирма имеет ряд успешных марок);
- диверсификация (если фирма не хочет зависеть от одного товара или ассортиментной группы).
2) Модель БКГ позволяет определить, какой из товаров играет ведущую роль в деятельности фирмы, какова динамика рынков и др. Матрица БКГ выделяет 4 типа товаров:
- " звёзды " (лидирующее положение на рынке, высокая доля рынка, значительная прибыль, растущая отрасль);
- " дойная корова " (лидирующее положение, большая доля рынка, большая прибыль, зрелая отрасль. Стратегия- интенсификация маркетинговых усилий: скидки, реклама, сервис, усовершенствование товара);
|
|
- " трудный ребенок " (маленькая доля рынка, растущий рынок, большие затраты на товар, мало прибыли. Стратегия - интенсификация маркетинговых усилий, увеличение расходов на продвижение, снижение цен.);
- " собака " (маленькая доля рынка, сокращающаяся отрасль, нет прибыли. Стратегия- сокращение маркетинговых усилий.
3) Модель конкуренции Портера предусматривает выбор из 3-х возможных стратегий:
- стратегия снижения себестоимости;
- стратегия дифференциации;
- стратегия сегментации (фокусирования).
Организация маркетинговых служб на предприятии
Управление маркетингом на предприятии предполагает наличие определенной организованной структуры. Наибольшее распространение получили следующие организационные структуры:
1) по функциям; 3) по рынкам;
2) по товарам; 4) по регионам.