Типология культуры

– метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления).

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания.

Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический принципы (локализация во времени), этнонацио—нальная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т. д.

Существуют типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно—детерминированное поведение индивида.

Каждая типология обладает своими сильными и слабыми сторонами, имеет определенную методологическую значимость.

Все типологии достаточно условны, так как не исчерпывают всего многообразия культурных феноменов.

29 ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Понятия этнической и национальной культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны.

Этносом называют любое национальное сообщество (национальное меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе государственного структурирования жизни многих народов.

Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

Этническая культура охватывает преимущественно сферу обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает в себя наиболее устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры.

Этническая культура указывает прежде всего на социокультурные особенности людей. Национальная культура предполагает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее сложную социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно—бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры.

Поскольку нация охватывает общество, а общество стратификационно структурировано, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической культуры.

Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Но национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственные специфические четы, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою национальную идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам (например, гимну, флагу государства) составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической культуры, которая связывает людей генетически, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Национальная культура складывается на фундаменте письменной культуры.

30 РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определенном географическом ареале. Масштабы ареала региональной культуры могут быть очень разными. Региональные культуры меньшего масштаба могут входить в региональные культуры большего масштаба.

Региональные культуры, как правило, представляют собой конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющими регион. Наличие сходных природный условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих рядом друг с другом. Ареал региональной культуры может сужаться или расширяться.

Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, Север и Юг. Но это разделение предельно условно, поскольку в рамках данных мегарегионов культуры неоднородны. Например, на Востоке существует огромное множество региональных культур (Арабского Востока, Индии, Китая и т. д.).

Запад чаще всего представляется рядом сменяющихся эпох: классической эллинской культуры; эллинистически—римской культуры; романо—германской культуры христианского Средневековья, новоевропейской культуры.

В течение долгого времени различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время подобный взгляд преодолевается. Становится признанным, что развитие культуры в различных регионах идет одновременно, но разными путями.

Также трудно четко определить границы между Севером и Югом. К примеру, Юг, под которым понимается социокультурный мир народов субтропического пояса, прежде всего африканского континента, также неоднороден.

В африканских государствах, возникших на месте прежних колоний, получает все большее распространение негритюд – направление общественной мысли, утверждающем особую роль негритянской культуры в развитии человечества.

Негритянская культура в рамках данного направления представляется антиподом культуры белых народов Севера. Влияние африканской культуры обогатило искусство Севера, в особенности музыку и танец. Африканская культура явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в живописи.

В региональном отношении могут выделяться романская, тюркская, латиноамериканская и иные культуры.

Эти культуры также достаточно условны, и степень близости между ними может быть различной.

Региональная общность – категория менее определенная и не столь однородная, как, к примеру, национальная культура.

31 ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА, СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Эту совокупность принято называть доминирующей (базовой, основной) культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения.

Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих той или иной социальной группе, называется субкультурой.

Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородным.

Формирование субкультур происходит по этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры идентичны или близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп.

В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку господствующей культуры, а по—своему приспосабливаются к ней.

Но в обществе нередко появляются элементы, которые находятся в оппозиции к господ—ст—вующим образцам культуры или полностью их отрицают.

Такие социокультурные установки, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями, обозначаются понятием контркультура. Этот термин появился в научной литературе во второй половине XX в. Он был введен американским социологом Т. Роззаком, который пытался объединить различные духовные явления, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен.

Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, преступная субкультура.

На определенном этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, воззрения религиозных различных сект в эпоху Средневековья, светская культура в эпоху Возрождения и т. д.

Возникновение контркультуры – явление достаточно распространенное. Контркультура, несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культуры, тем не менее воздействует на нее. Ее ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

32 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Одной из субкультур является молодежная культура.

Эта культура складывается на основе специфических социальных и психологических черт, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально—экономическим положением.

Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения и т. д.

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально—психологические истоки находятся в стремлении молодых людей к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории конфликта поколений, отцов и детей.

Молодежная культура обычно создается самой молодежью. Молодежь является также ее носителем. По своему уровню молодежная культура нередко бывает не слишком высокой. Молодежная культура в той или иной степени противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти – высокой.

Но молодежная культура часто выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую.

Значительная часть современной культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов именно молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием.

В различное время особую популярность обрели такие ее жанры, как джаз, регги, диско, рэп, рок—и поп—музыка.

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, в целом внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы молодежной культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность из общей культуры и обособленность от нее.

Молодежная культура неоднородна, она охватывает различные группы молодежи – студенческую, творческую, рабочую, сельскую, разного рода маргиналов и т. д.

Молодежная культура распадается на множество групп и течений. В разное время лидирующие позиции в молодежной культуре занимали хиппи, панки, рокеры и т. д.

На определенных исторических этапах молодежная культура может обрести форму контркультуры, оппозиционно настроенной доминирующей культуре.

Широкую известность имела на Западе во второй половине XX в. контркультура социальных групп студенчества (хиппи).

33 КЛАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Характерным проявлением субкультуры, выделяемой по признаку принадлежности к классовой социальной группе, может служить классовая культура. Классовое начало является проявлением группового подразделения культуры.

Классы воспринимаются как стабильные социально—экономические группы общества, принадлежность к которым диктует индивидам определенную культуру поведения.

Метод классового анализа имеет длительную историю и является важным завоеванием научной социологии, особенно ценным при изучении общественных процессов индустриальной эпохи. Эта концепция была принята в качестве основополагающей в марксистской социологии.

Последовательное осуществление классового подхода реализуется через отношение господства и подчинения, в результате чего выделяется культура господствующих и трудящихся классов.

В этой схеме функциональные субкультуры, которые действительно связаны со специфическими интересами и образом жизни различных классов, выделяются в самостоятельные и особые варианты культуры, что приводит к разрыву культуры в целом.

При выделении двух классовых культур возникает сложная задача выделения той или иной классовой линии из направлений, течений и творчества мыслителей, деятелей культуры той или иной эпохи. История культуры при этом

трактуется как антагонистическая борьба двух тенденций и двух линий. Прогрессивной линией считается революционно—демократическая (связанная с отстаиванием интересов трудящихся слоев) как единственно правильная и значимая, другие классовые направления культуры оцениваются как реакционные.

Деление культуры на прогрессивную и реакционную вычеркивало из истории целые направления и пласты культуры.

Абсолютизация только одной стороны культурной реальности приводит к одномерности и единообразию.

Классовая двузначная логика обрекает на постоянную конфронтацию, а не на диалог культур. Объясняющая способность такого подхода как в отношении различных исторических периодов, так и в отношении культуры ограничена.

Классовый подход имеет право на существование, и, пока существуют классы, он неизбежен. Но классовые ценности не единственные в культурной системе любого общества.

Наряду с классовыми существуют и другие типы различия: между городом и селом, центром и периферией, развитыми и неразвитыми регионами и т. д.

Противоборство культур неизбежно, но в культуре оно предстает не как принципиальное и непримиримое, а как взаимодействие разных тенденций культурно—исторического развития.

Классовая культура лишь субкультура, часть более целостной системы.

34 ОБЫДЕННАЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА

Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе социализации, общего воспитания и повседневных социальных контактов. Этот тип куль туры ориентирован на непосредственное обеспечение жизни человека.

Обыденная культура не получает институционального закрепления, она охватывает небольшой мир человека, сферу межличностного общения. Но на уровне обыденной культуры надстраивается новый жизненный опыт.

Специализированная культура возникает в процессе исторического развития, в результате разделения труда, когда в различных сферах жизнедеятельности человека стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Врамках специализированной культуры люди проявляют себя как носители социальных ролей, как агенты вторичной социализации. Специализированная культура институционализирована. Ее составными частями являются наука, искусство, философия, право, религия и др.

Следует отметить, что любая сфера деятельности имеет свой обыденный и специализированный уровень, которые сосуществуют в рамках единого целого.

Обычно выделяются несколько блоков в культуре, представленных как обыденной, так и специализированной культурой.

В области хозяйственной культуры на специализированном уровне выступают экономика, торговля, финансы и иное, на обыденном уровне – домашнее и приусадебное хозяйство.

Политическая культура на специализированном уровне представляется государственной политикой, идеологией, управленческой работой, на обыденном уровне – межличностными отношениями между людьми.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный – моралью, нравственностью, общественным мнением.

Функциональный блок, составляющий культуру познания, также представлен на различных уровнях. Так, специализированный уровень философской культуры представлен философскими системами тех или иных ученых, обыденный уровень – здравым смыслом и народной мудростью.

Специализированная научная культура

это профессиональная наука, обыденная – рациональные повседневные знания о мире.

Специализированная религиозная культура – это религиозные учения, ритуалы и церемонии, обыденная – верования людей.

Такие же уровни имеют и более частные культуры. Например, физическая культура имеет и профессиональный уровень – спорт, и обыденную физкультуру.

35 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

Выделение в составе культуры элитарной ее части исходит из концепции элитизма (по Р. Ми—хельсу, Г. Моске, В. Парето и др.), согласно которой необходимой составной частью любой социальной структуры является правящее меньшинство – элита (от фр. elite – лучшее).

Она обладает монополией на принятие решений относительно содержания и распределения ценностей в обществе.

Элитарная теория отрицает равенство, исходит из того, что в любом обществе, социальной структуре обязательно имеются ведущие и ведомые силы.

С усложнением условий управления обществом роль элит только возрастает.

В интересах элит создается и элитарная, или высокая культура, призванная обслуживать потребности правящего меньшинства.

Создаваемая профессиональными творцами по заказу, она, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию простых людей.

Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку, литературу и др.

Типичным проявлением элитарной культуры являются теория и практика чистого искусства, или искусства для искусства.

Элитарная культура ценит особое авторское видение действительности. Элитарную культуру отличает также творческое начало. Она не боится создавать новые культурно—эстетические формы.

Элитарная культура трудна для понимания неподготовленного человека. Она рассчитана на высокообразованных людей. Круг ее потребителей – критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты.

Элитарная культура, связанная с наиболее способной частью общества, обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Но элитные группы часто высокомерно относятся к социальному окружению, состоящему и из простых людей, дистанцируются от них. Как правило, для этого в рамках элитарной культуры формируется особый стиль жизни, по уровню комфортабельности и замкнутости значительно превосходящий стандарты, доступные обычным людям.

При всей своей изысканности и рафинированности элитарная культура не свободна от пороков, которые представляются следствием поражения ее ценностей.

Ее автономность обрела самодовлеющее значение, повредила внутреннее культурное единство.

Но в последнее время границы между элитарной и другими формами культуры стали размываться. Благодаря современным информационно—техническим возможностям произведения элитарной культуры становятся доступными более широким слоям населения. Многие художественные приемы и идеи элитарного искусства, перестав быть новаторством, пополняют багаж культуры в целом.

36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации.

Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стали постепенное повышение статуса урбанизированной жизни и расширение демократических институтов – более широкое вхождение простых людей в активную гражданскую жизнь.

Огромную роль в ее формировании сыграло распространение всеобщей грамотности. Новые технические средства: полиграфия, кинематограф, граммофон, телевидение, современная сеть Интернет – значительно увеличили возможности распространения массовой культуры.

Через механизмы массовой культуры современный человек получает практически всю информацию, необходимую для жизнедеятельности, – о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми и т. д. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все это также затронуто сферой влияния массовой культуры.

Массовая культура становится средством стимуляции потребления (любой продукт становится ценным, если становится предметом массового спроса), для чего активно используется реклама, на которую тратятся огромные средства.

Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые не требуют специальной подготовки аудитории. Массовая культура нацелена прежде всего не на созерцательное, а на эмоциональное восприятие. Такая односторонность привела к ряду негативных сторон массовой культуры. Долгое время, оценивая массовую культуру, критики говорили о ее низкопробности, пошлости ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики. Негативную реакцию вызывает и ныне ориентация массовой культуры на потребление, а не на творчество.

Но массовая культура имеет также много положительных сторон. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большинству людей. Общий уровень современной массовой культуры все время возрастает, намечен подъем и общеморального ее уровня.

Массовая культура ныне – способ существования современной культуры. Массовая культура задает новые формы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования сознанием людей, их интересами и потребностями.

37 ИНТЕГРАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: