Типология печатных СМИ Беларуси:
- формат издания, объем, периодичность;
- государственные и независимые газеты.
- отраслевые, республиканские, региональные, массовые.
- газеты, выходящие на национальных языках.
- многотиражные ведомственные газеты.
- общественно-политические, молодежные, детские, спортивные, военные, экологические.
- деловые, финансовые газеты
К основным типологическим характеристикам относятся:
- периодичность выхода газеты.
- область распространения.
- аудитория (качественную, качественно-массовую (смешанную) и бульварную)
По типу собственника:
- частное СМИ;
- государственное;
- смешанное.
В Беларуси на 01.01.2014 – 712 газет и 793 журнала. Более 2/3 частные.
По языку.
По целевому назначению:
- публицистические;
- литературные;
- культурно-просветительские
- развлекательные;
- учебно-образовательные;
- методические (журнал «Литература в школе»);
- научные,
- рекламные,
- информационные,
- спортивные,
- деловые, финасовые,
- общественно-политические и пр.
|
|
По характеру аудитории:
- для этнических общностей (наций, народностей):
- для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);
- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)
- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции)
17. Факт і аргументацыя ў журналістыцы.
Основа журналистского произведения – факт. Это понятие используется в двух значениях.
1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.
2. под фактом подразумевают знание обладающее достоверностью.
В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.
Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения (обозначение с помощью причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).
Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности.
Для журналистов важно:
- из каких источников они получены
- какие цели преследовали люди, сообщив о них
- четко различать факты науки и обыденные факты.
Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний.
Статистические данные – традиционный способ предъявления фактов.
|
|
В основе обыденного факта лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения.
Достоверный факт – это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт – это суждение о событии, которое верифицировать невозможно.
Основные правила аргументации можно сформулировать следущ. образом:
1. обсуждаемые положения (тезисы) должны быть: четкими, определенными, понятными.
2. аргументы должны быть:
- равными по силе аргументам оппонента
- достоверными
- непротиворечивыми
- достаточными для док-ва тезиса.
Факт один из наиболее доказательных аргументов, надежный аргумент для опровержения. В практике журналистики используются различные приемы предъявления аргументов, в основе которых – правильное расположение аргументов по отношению друг к другу. Важным техническим приемом предъявления аргументации в тексте, повышающим силу его воздействия, является подача определенной системы идей (концепции) в форме риторического вопроса. Риторический вопрос дает возможность заинтересовать читателя, пообещать ему информацию, ради получения которой он обратится к тексту. Риторический вопрос стимулирует мышление аудитории, заставляя ее обратить внимание на сложные, нерешенные проблемы. Читатель вовлекается в процесс обсуждения и аргументации.