Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей

1. Исторические предпосылки возникновения физического воспитания и спорта

1.1. Физическая культура в разные общественно-экономические формации

Физическое воспитание свойственно всем общественным формациям. В отдаленные доисторические времена на рассвете проходил ритуал пробуждения человека. Это было первое мыслящее животное, которое после сна садилось и растирало сильные руки, лицо, ноги и тело, инстинктивно совершая процедуру согревания и подготовки организма к активной деятельности. Перед ним была ясная цель - осуществить переход от лежачего положения, в котором он ведет сознательную деятельность. Эти движения давали доисторическому человеку возможность встретить трудовой день и возникающие проблемы с ясным разумом и прекрасным расположением духа. Он был полон энергии и жизнерадостности. В первобытном обществе физическое воспитание осуществлялось в форме физических упражнений, игр, состязаний и испытаний. В основном имитировались трудовые процессы, охота, военные действия. В борьбе за существование человек противопоставлял суровой действительности свою физическую природу - силу, выносливость, ловкость, волевые усилия, умение метать копье и использовать простейшие орудия труда. Определенное влияние на физическое воспитание оказал религиозный культ, который включал в свои обряды многочисленные игры и пляски. В рабовладельческом обществе физическое воспитание приобрело характер государственной системы подготовки юношества к гражданской и военной службе. Физическое воспитание осуществлялось с целью подготовки физически развитых, стойких, волевых, преданных рабовладельческому строю воинов.

Спартанское воспитание:

Юноши с 7-8 до 20 лет воспитывались в государственных интернатах. Всестороннее физическое развитие девушек осуществлялось в семье, чтобы будущие дети были крепки телом" (Плутарх). Культ гармонически развитого тела, силы, мужества, умение без ропота переносить физические страдания занимал значительное место в системе ценностей человека античного мира. Ценности физической культуры оказали влияние на философию, науку, искусство. Крупные спортивные события древности - Олимпийские, Немейские, Пифийские и др. - сказывались даже на межгосударственных отношениях. В феодальном обществе физическое воспитание стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания. Предпочтение отдавалось верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию, охоте, единоборствам и играм военного и спортивного характера. Создавались стрелковые фехтовальные братства, устраивались различные состязания горожан во время праздников. Вопреки официальным запретам среди крестьянских масс складывалась своя, народная система физического воспитания, состоящая из разнообразных игр, танцев, военных и физических упражнений. Значительно возрос интерес к физическому воспитанию в эпоху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести физическое воспитание в школе. В начале XV в. в Италии была открыта школа, в которой большое внимание уделялось физическому воспитанию, организации умственной и физической самодеятельности учащихся. Во Франции проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. В XVII-XVIII вв. в школах многих стран вводится преподавание физического воспитания, разрабатываются комплексы элементарных физических упражнений. В Германии зародилась национальная система гимнастики. Линч положил начало созданию шведской системы гимнастики. В Чехии М. Тырш создал "сокольскую" систему гимнастики (упражнения на снарядах, вольные, групповые гимнастические пирамиды).В XIX и начале XX вв. складывались национальные системы физического воспитания во Франции, Дании, Великобритании и других странах.

1.2. Физическая культура в дореволюционной России

В России за гармоническое развитие нравственных, умственных и физических сил человека выступали Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский. Оригинальную систему физического воспитания создал Петр Францевич Лесгафт, определяя ее как систему физического образования. Процесс физического образования сводился к тому, что на разных этапах обучения физические упражнения использовались в соответствии с задачами обучения и с учетом возрастных особенностей детей. Ему принадлежит выдающаяся заслуга в развитии науки о физическом воспитании в России. Имея ученые степени доктора медицины и доктора хирургии, он разработал основы теории развития человеческого организма. Все его труды представляют огромную ценность, а он сам считается одним из основоположников науки о физическом воспитании. Физическая культура и спорт занимают достойное место в нашей жизни со времен реформ Петра I. Реформы Петра I способствовали развитию в России просвещения, науки, культуры и физической культуры. В военных и некоторых гражданских учебных заведениях физическое воспитание стало обязательным предметом.

Петром I в Москве была открыта частная гимназия Э.Глюка, в которой, наряду с другими учебными дисциплинами, проводились занятия по физическому воспитанию: верховая езда, вольтижировка

(упражнения в прыжках на лошадь и с лошади на ходу; гимнастические упражнения на скачущей лошади) фехтование. В 1804 г.был принят Устав учебных заведений России, по которому в гимназиях и университетах было введено физическое воспитание. Более прогрессивной по сравнению с Европейскими системами стала система военно-физической подготовки русской армии, разработанная генералиссимусом А.В.Суворовым. Он ввел "наказание за болезнь". Факт заболеваемости рассматривался им как нарушение самодисциплины. Каждый солдат за сохранение своего здоровья нес дисциплинарную ответственность по всем строгостям военной службы. За одного заболевшего простудой солдата Суворов наказывал троих - офицера, унтер-офицера и самого простудившегося "за то, что сам себя от болезни не уберег".В XIX в. передовые ученые, педагоги, врачи и общественные деятели настойчиво боролись за улучшение физического воспитания в учебных заведениях. Однако, общий уровень развития физической культуры и спорта в России оставался низким. Высокие цены на спортинвентарь и оборудование, высокая плата за членство в спортивных кружках и занятиях в секциях позволяли заниматься представителям имущих классов и энтузиастам-одиночкам из народа, которые бивались высоких спортивных результатов. Н.Струнников был чемпионом Европы и мира по конькобежному спорту (1910-1911 гг.). Н.Панин-Коломенкин на IV Олимпийских играх в Лондоне (1908 г.) стал первым русским олимпийским чемпионом по фигурному катанию, а борцы А.Петров и Н.Орлов завоевали серебряные медали. Приумножил славу российского спорта6-кратный чемпион мира (1905 по 1910 гг.) борец И.Поддубный и многие другие.

1.3. Советская система физического воспитания Советская система физического воспитания развивается с декабря 1917 г. Руководство физическим воспитанием в стране возлагалось на Народный Комиссариат просвещения. Декрет ВЦИК о введении всеобуча (всестороннее военное обучение трудового населения) был принят 22 апреля 1918 г. и стал первым этапом в развитии массового физкультурного движения и роста спортивного мастерства.

В годы Великой Отечественной войны спортсмены и физкультурники проявили беспримерную храбрость, большую физическую закалку, силу и выносливость. Большую роль сыграли подразделения, организованные из спортсменов. В первые недели войны 316 студентов и преподавателей Ленинградского института физической культуры ушли в тыл врага. В первый год войны они уничтожили около 3000 фашистов, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос 1000 вагонов врага. В послевоенный период перед страной стояла задача восстановить разорванные дипломатические связи с другими странами. И здесь немаловажную роль сыграл спорт. Успешное выступление наших спортсменов на международной арене в 60 - 70 гг. способствовало дальнейшему развитию политических отношений. Л.Пахомова, И.Роднина, А.Карпов, Ю.Власов и другие не только прославили нашу страну своими достижениями, но и сыграли немаловажную роль в урегулировании политических и экономических отношений. В дальнейшие годы основное внимание стало уделяться только спорту высших достижений, так как школа ценности была смещена на моральные и материальные поощрения. Тренеры чемпионов

награждались орденами, медалями, получали на льготных условиях квартиры, машины и т.д. Спортобщества требовали с низовых коллективов подготовку мастеров. Массовая физическая культура процветала только в отчетах, "дутых цифрах" и занимала одну из низших ступеней в мировом масштабе. Из статистических отчетов видно, что ежегодно более 700-800 тыс. школьников по состоянию здоровья освобождались от занятий физической культурой. Каждый четвертый юноша не подлежит призыву на действительную службу по состоянию здоровья. Сейчас уровень физической подготовки молодежи очень низкий. При проверке солдаты-призывники и курсанты не показывают контрольные нормативы по таким упражнениям, как подтягивание на перекладине, бег 100 и 3000 метров. Количество неудовлетворительных оценок достигает от 30 до 70 % (в зависимости от региона). Свыше 20 % населения имеет превышение веса. В условиях надвигающейся безработицы в нашей стране возрастает конкуренция за вакантное место, и тогда, наверняка, заработает опыт запада, где человек курящий и с избыточным весом в пять раз меньше имеет шансов получить работу, чем человек некурящий и с нормальным весом. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями повышается устойчивость организма к действию самых различных раздражителей. Так, многочисленными исследованиями доказано, что люди, занимающиеся физическими упражнениями регулярно, болеют в 2-3 раза реже простудными и инфекционными заболеваниями, чем не занимающиеся аналогичного возраста. Заболевания у тренированных и закаленных людей протекают, как правило, легче, с меньшим числом дней потери трудоспособности, реже дают осложнения и переходят в хроническую форму. Тренированные люди легче переносят переохлаждение, перегревание, кислородную недостаточность, укачивание, физические и нервные перегрузки. Они более устойчивы к действию таких вредоносных факторов, как различные токсические вещества, проникающая радиация. Особое значение имеют подтвержденные многими врачами и исследователями данные о меньшей подверженности физически более тренированных людей заболеваниям сердечно-сосудистой системы, которые, как известно, занимают сейчас одно из первых мест среди причин инвалидности и смертности населения. Во многих странах мира проведено сравнение частоты заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, атеросклероз, инфаркт миокарда. Среди лиц, ведущих малоподвижный образ жизни, больные встречаются в 2-3 раза чаще, чем у людей с высокой двигательной активностью. Ожирение, которое, как известно, предрасполагает к развитию заболеваний кровообращения и обмена веществ, у лиц с высокой двигательной активностью практически не встречается.

1.4. Физическая культура в условиях рыночной экономики

В условиях рыночных отношений, когда экономическая реформа поставила вопрос о подготовке управленческих кадров нового типа - менеджеров, которым приходится не только много работать, но и конкурировать, возрастает роль сохранения физического и психологического потенциала. В США четверо из каждых пяти менеджеров в юности занимались спортом. Все они гордятся тем, что способны к соревнованиям, конкуренции и что эти качества зародились через спорт. Как бы ни был напряжен их рабочий день, будь то мужчины или женщины, включая матерей, они ухитряются в течение недели выделить время для занятий физкультурой в гимнастическом зале, на игру в теннис, в гольф. Все это помогает им снять отрицательные эмоции, удерживать на хорошем уровне здоровье и повышает работоспособность. Многие через занятия спортом приобретают друзей. Во всех высокоразвитых странах существуют государственные программы по физической культуре. В США программой предусмотрено, что к 1995 г. 70% населения должны уметь сами определять объем, структуру и содержание двигательной деятельности. Американцы понимают, что здоровье укрепить можно только через двигательную активность и, тем самым, избежать больниц, где неимоверно дорогая плата за лечение. В Японии бегают все. На крупных фирмах и предприятиях созданы группы "Поддержания хорошей формы". Кое-где при приеме на работу проводят тестирование по физической подготовке. Человек, достигший пенсионного возраста, может продолжать работать, если сдаст нормативы, установленные фирмой. В Германии существует программа "Спорт для всех". Вовлечение в занятия массовой физической культурой идет под девизом: "Физическая пассивность - это позор, а тот, кто занимается активно спортом, тот достоин восхищения!".Большое внимание уделяется и вопросам производственной физической культуры. В Германии создана специальная комиссия по проблемам физической культуры и спорта в трудовой деятельности. Перед комиссией стоит задача внедрить производственную физическую культуру на всех предприятиях.

Во Франции создана Рабочая спортивно-гимнастическая федерация. Ее основная задача состоит в популяризации физической культуры на производстве. В США внедрение различных форм физической культуры в режим труда проводится членами ассоциации по делам активного отдыха при Президентском совете по делам физической подготовки и спорта в рамках "Программы здоровья".В Японии профессионально-прикладной физической подготовкой на предприятии занимается Ассоциация физической готовности трудящихся. В Финляндии эту работу проводит Рабочий спортивный союз (ТУЛ). В Дании, Норвегии, Швеции внедрение производственной физической культуры проводится в рамках программы "Физкультура на производстве". Таким образом, во всех экономически развитых странах придается большое значение двигательной активности. Именно она помогает избежать стрессовых ситуаций, продлить активное долголетие. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте устанавливает общие принципы регулирования отношений в области физической культуры и спорта - важной составной части культуры народа, являющейся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации.

2. Физическая культура как учебный предмет в высшей школе

2.1. Цель и задачи

Как было сказано выше, уже в 1804 г. был принят Устав учебных заведений России и физическое воспитание было введено в университетах и гимназиях как предмет. Содержание курса физической культуры регламентируется государственной учебной программой. Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов. Цель: внедрение физической культуры и спорта в вузе, для всестороннего развития человека; утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании будущего специалиста, способного реализовывать приобретенные знания и навыки в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье.

Задачи:

- сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения в вузе,

- формирование потребности в физическом самосовершенствовании и ведение здорового образа жизни (ЗОЖ),

- внедрение профессионально-прикладной физической подготовки с учетом будущей профессии, создающей предпосылки для профессиональной адаптации, снижения травматизма, приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, спортивной тренировки и нетрадиционных средств оздоровления,- создание индивидуальных программ реабилитации для имеющих отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии; внедрение компьютерных программ по определению физического и психофизиологического потенциала личности; введение "Рецептов здоровья" и "Паспорта здоровья"

- формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта.

2.2. Основы организации и руководство физическим воспитанием в вузе

Ответственность за состояние здоровья, физическую подготовку и материально-техническую базу кафедры несет ректор. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физической культуры вуза.Кафедры проводят академические учебные занятия, работу по профессионально-прикладной физической культуре в режиме дня. Кроме того, на них также возлагаются обязанности по проведению воспитательной, учебно-методической, научно-исследовательской работ и организация врачебного контроля. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работы проводятся спортивным клубом совместно с деканатами и общественными организациями вуза. Деятельностью клуба руководит правление. Количество членов правления и его состав определяют и избирают на конференции. Возглавляет правление председатель (преподаватель). Руководство деятельностью правления клуба осуществляют профсоюзные организации учебных заведений, которые утверждают бюджет и смету.

2.3. Формы физического воспитания

Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах. Учебные занятия: обязательные практические и теоретические; методические в форме семинарских занятий или консультаций; индивидуальные; домашние задания.

Вне учебные занятия: физические упражнения в режиме учебного дня; занятия в секциях, клубах по интересам; самостоятельные, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в вузах, планируются в учебных планах по всем специальностям и включаются в учебное расписание. Занятия проводятся на трех курсах два раза в неделю по два часа. При распределении на специализацию учитываются интересы и желания студентов. Лекционный курс читается на трех курсах. Методические занятия проводятся в форме семинарских занятий.

Индивидуальные занятия проводятся в секциях по виду спорта, сборных командах, оздоровительных группах, клубах по интересам. Самостоятельные занятия проводятся по инициативе самих студентов в форме однодневного туристического похода, прогулок на лыжах, оздоровительных или тренировочных программ по развитию определенных двигательных качеств. Их основная цель - укрепление здоровья, закаливание, воспитание физических и волевых качеств, самосовершенствование. Особое значение при данной форме занятий играет самоконтроль. Домашнее задание проводится по заданию преподавателя, выполняется самостоятельно и является одной из форм внедрения физической культуры в повседневный быт. Их основная цель улучшить слабую физическую подготовку или овладеть двигательными умениями и навыками на уровне зачетных требований. При выполнении домашнего задания студент должен иметь специальные методические знания. С этой целью на кафедрах физической культуры разрабатываются различные программы по двигательному режиму и "Рецепты здоровья". Это - физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов "минуты бодрости", "рецепты здоровья"); занятия в секциях, неформальных группах и клубах по интересам; клубах любителей бега, атлетической и ритмической гимнастики. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия проводятся в свободное от учебных занятий время: выходные дни, зимние и летние каникулы, в оздоровительно-спортивных лагерях, на учебных практиках и в студенческих строительных отрядах.


2.4. Распределение студентов по учебным отделениям. Для проведения практических занятий по физическому воспитанию создаются три учебных отделения: подготовительное, специальное и спортивного совершенствования.

Рис.1. Распределение студентов по учебным отделениям для практических занятий Распределение студентов по учебным отделениям проводится в начале учебного года в результате медицинского освидетельствования и на основе результатов программы АСУ "Здоровье студентов". Учитываются состояние общего и физического здоровья, физическое развитие, уровень физической подготовленности, спортивной квалификации и личное желание студентов. На основное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. В основную медицинскую группу зачисляются студенты, имеющие хороший и удовлетворительный уровень здоровья, физического развития и подготовленности. Практические занятия состоят из программного материала с коррекцией в зависимости от наличия учебно-спортивной базы, спортоборудования и климатических условий. Учебный процесс направлен на всестороннее физическое развитие студентов, сохранение и укрепление здоровья, поддержание высокого уровня работоспособности и развитие профессиональных сенсомоторных качеств, привитие навыков самостоятельных занятий путем самовоспитания и самосовершенствования. В подготовительную медицинскую группу зачисляются студенты по показаниям врача, имеющие слабое физическое развитие. В методику проведения занятий с этой группой студентов положены принципы систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенность ее повышения. В теоретическом разделе необходимо уделить внимание вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учетом отклонений в состоянии здоровья. Учебный процесс направлен на устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, ликвидацию остаточных явлений после аболеваний; развитие сенсомоторных качеств и приобретение необходимых профессионально-прикладных навыков. Важно формировать у студентов сознание и убежденность в необходимости регулярных самостоятельных тренировочных занятий с целью овладения программными нормативными показателями.В специальную медицинскую группу зачисляются студенты по показаниям врача. Учебные группы комплектуются с учетом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма. Учебный процесс направлен на постепенное и последовательное укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физической аботоспособности, устранение функциональных отклонений и ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний. С помощью консультаций преподавателя физического воспитания и лечащего врача, а также в результате самоподготовки, студентам необходимо получить знания по системе естественного оздоровления организма и самоконтролю. Успех в укреплении здоровья - мотивация двигательной активности.

На учебное отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд. В отдельных случаях могут быть зачислены студенты без спортивного разряда, но имеющие хорошее физическое развитие, способности и желание заниматься избранным видом спорта или прошедших нормативные тесты для оценки способностей к тому или иному виду спорта. В этих группах материал планируется в объеме, предъявляемом современными научно-методическими требованиями к спортивным тренировкам. Освобождение от практических занятий может носить только временный характер. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, самостоятельно овладевают теоретическим и методическим материалом (пишут реферат), получают индивидуальные консультации преподавателя кафедры.

2.5. Семестровый зачет и экзамен по физической культуре

Оценка определяется по уровню освоения знаний теоретического раздела и овладения практическими умениями и навыками по разделу программы, разработанной на кафедре. На старших курсах учитываются умения студента самостоятельно выбрать и реализовать необходимую индивидуальную тренировочную программу. Экзамен проводится после завершения курса по усвоению студентами теоретических и методических знаний, овладению практическими умениями и навыками. Вопросы экзаменационных билетов содержат материал, позво-

ляющий выявить знания по использованию средств физического воспитания для самосовершенствования потенциальных возможностей личности в организации ЗОЖ, социально- профессиональной деятельности и в семье. Для студентов специальной медицинской группы основным критерием положительной оценки является положительная динамика показателей тестов в процессе периода обучения в вузе. Оценка выставляется по показателям выполнения тестов с учетом следующих требований.1. Ведение дневника самоконтроля.

2. Самостоятельное составление и систематическое выполнение комплексов физических упражнений с учетом характера перенесенного заболевания и состояния здоровья.3. Умение оценить динамику функциональных показателей и уровень собственной физической подготовки (по данным дневника самоконтроля).4. Участие в основных оздоровительных мероприятиях, организуемых кафедрой.Учебные нормативы по физической подготовке сдаются наконтрольных занятиях, которые по решению кафедры физической культуры могут быть вынесены за рамки расписания. (Ознакомить с порядком сдачи учебных нормативов, их видами и оценочными критериями).

Помимо учебных нормативов на каждой специализации разрабатываются дополнительные, основные на конкретном виде двигательной деятельности, свои нормативы. Анализ динамики тех и других нормативов позволяет преподавателю не только дифференцированно оценить уровень физической подготовленности каждого студента, но и проанализировать по годам обучения и в течение года особенности методики проведения занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: