Навыки и умения | + | |
Этичность, культура поведения | ||
Критичность к результатам своей деятельности, адекватное восприятие внешней оценки и критики | ||
Умение совладания с трудными профессиональными ситуациями | ||
Хорошие коммуникации с коллегами и партнёрское поведение | ||
Развитая интуиция, способность к клиническому наблюдению и умение подмечать важные детали, способствующие диагностике | ||
Адекватная самооценка, развитая Я-концепция | ||
Хорошее владение медицинскими технологиями, изучаемыми по дисциплине | ||
Умение определять тип личности пациента и учитывать его в профессиональной деятельности, гуманистическая оценка пациентов | ||
Отсутствие признаков эмоционального выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) | ||
Наличие специфических качеств: | волевые свойства личности | |
свойства психофизической работоспособности | ||
свойства развитой и скоординированной психомоторики | ||
Способность к сопереживанию, естественность поведения и проявления чувств | ||
точность, аккуратность | ||
ответственность, уверенность, организаторские способности |
Особо отмечается, что перечень умений и навыков не должен инициировать преподавателя на обязательную постановку знака (+) каждому студенту. Возможно, естественным будет выглядеть пустой правый столбец (под головкой (+)) напротив фамилии студента-первокурсника. Заполнение граф может основываться на наблюдении за работой студента и на лекции в ходе получения обратной связи, и на практическом занятии и при выполнении самостоятельной работы студента, если данный студент отличился от своих одногруппников эксклюзивным, креативным поведением, высокой мотивацией к обучению.
|
|
У преподавателей базовых дисциплин тем не менее могут возникнуть сомнения в причастности к оценке этих компетентностей выпускника, однако эти сомнения легко развеиваются. Навык работы в команде может быть уже сформирован у нашего первокурсника, но в то же время в силу интровертированных характеристик личности и низкой мотивации может не развиться у студента V курса. Также у одного из первокурсников могут проявляться намётки будущей профессиональной компетентности в виде хороших коммуникаций с сокурсниками и преподавателями, развитых навыков психомоторики, точности, быстроты и скоординированности действий в лабораторной работе по физике, химии или в работе с фантомами в Учебно-клиническом Центре или, к примеру, на кафедре анатомии.
Упомянутые специфические качества внизу таблицы, предполагается, будут использованы преподавателями выпускающих кафедр, отмечающих эти качества у своих врачей-субординаторов и врачей-интернов. Так, волевые свойства личности и свойства физической работоспособности были бы характерны и обязательны для будущего хирурга; способность к сопереживанию (эмпатия), естественность поведения и проявления чувств – для педиатра и психиатра; точность, аккуратность - для хирурга, стоматолога, фармацевта; ответственность, уверенность и организаторские способности – для специалиста общественного здравоохранения. Следует отметить, однако, неспецифичность принадлежности этих черт личности какой-либо одной медицинской специальности.
|
|
Следует отметить, что определяемая выше функция преподавателя, проводящего мониторинг, возможно, потребует и от последнего изменения стиля своей педагогической работы, большей вовлечённости в учебный процесс, а особенно - в процесс коммуникаций со студентами.
Данная таблица подлежит внедрению в 2010-2011 учебном году как апробация мониторинга компетентности профессионализма и в дальнейшем будет совершенствоваться с учётом опыта мониторинга.