Виды
профессиональной компетентности
| Профессионализм
| Непрофессионализм
|
Специальная деятельностная компетентность
| – понимание предназначения, миссии данной профессии;
– избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию;
– овладение нормами профессиональной деятельности, высокая эффективность;
– достижение высоких результатов, стабильность результатов;
– профессиональное мастерство;
– владение несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии;
– профессиональное сознание (осознание максимального числа признаков профессиональной деятельности – предмета, средств, результата труда);
– профессиональное мышление, профессиональная интуиция, самостоятельность в решении профессиональ-ных проблем; – оптималь-ная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки
| – непонимание предназначения профессии;
– частая смена профессиональных занятий;
– невыполнение профессиональных функций;
– низкая эффективность, неумение работать хорошо;
– брак в работе и его маскировка («профессиональная халтура»);
– владение одним видом профессиональной деятельности;
– нарушение правовых нормативов профессии;
– низкий уровень профессионального сознания (недостаточное осознавание предмета, задач, средств, результатов труда);
– высокая психологическая цена результата, постоянное переутомление, усталость
|
Социальная, общенческая, коммуникативная компетентность
| –отнесение себя к профессиональной общности;
–овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;
–направленность профессиональных результатов на благо других людей, духовное обогащение других людей средствами своей профессии;
– социальная ответственность за последствия своих поступков;
– умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость;
– гибкая смена социальных ролей в профессии; – готовность к изменениям, умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях;
– конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности;
– соответствие профессионального должностного статуса личностным качествам
| – нарушение этических норм профессии, превышение прав и полномочий, злоупотребление служебным положением;
– следование узкоэгоистическим интересам в ущерб интересам общности людей,
– социальная безответственность;
– неумение работать в кооперации с другими людьми, плохая совместимость;
– низкая конкурентноспособность, неумение соотнести результаты своего профессионального труда с потребностями социума,
– асоциальное поведение, конфликтность, деструктивность;
– перенос профессиональных навыков на личное, внепрофессиональное общение, «невыход» из профессиональной роли
|
Личностная компетентность
| – устойчивая профессиональная мотивация, направленность на сохранение верности своей профессии;
– наличие позитивной Я-концепции, самоценность;
– переключаемость, универсальность;
– творческая установка, сознательное профессиональное творчество, отказ от старого ради нового;
– осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;
– обогащение профессии средствами своего творчества;
– приспособление себя к профессии и профессии к себе,
– гибкое компенсаторное приспособление;
– преобладание положительного эмоционального настроя;
– индивидуальность в профессиональном труде;
– удовлетворенность профессиональным трудом
| – неустойчивая профессиональная мотивация;
– немотивированное, спонтанное профессиональное поведение;
– консервативные установки, противодействие инновациям,
– ригидность, слабая изменяемость;
– преобладание репродуктивных, адаптивно-приспособительных приемов труда над творческими;
– профессиональные акцентуации и профессиональные деформации личности;
– достижение своего уровня некомпетентности остановка в профессиональном росте, имитация компетентности и активности;
– преобладание отрицательного эмоционального настроя;
– комплексы неудовлетворенности и неполноценности
|
Индивидуальная компетентность
| – целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;
– принятие себя как профессионала;
– постоянно углубляющийся процесс профессионального самоопределения;
– саморазвитие профессиональных способностей;
– интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха,
– сильное целеполагание, помехоустойчивость;
– самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация сценария своей профессиональной жизни;
– согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности;
– профессиональная обучаемость;
– опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность;
– возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере профессионального роста;
– обращенность результатов своего индивидуального профессионального развития на благо общности людей
| – отсутствие целостного интегрального устойчивого профессионального «Я»;
– незнакомство с профессиограммой своей профессии;
– эпизодически возобновляющееся профессиональное самоопределение,
– экстернальность как видение причин своего успеха-неуспеха во внешних обстоятельствах;
– слабое целеполагание, низкая помехоустойчивость;
– подчинение профессионального роста случайным внешним факторам.
– низкая профессиональная обучаемость, профессиональная закрытость;
– рассогласование между мотивационной и операциональной стороной профессиональной деятельности
|