Заключение. Изложенная в методических рекомендациях информация, надеются авторы, станет подспорьем в работе преподавателя медицинского вуза

Изложенная в методических рекомендациях информация, надеются авторы, станет подспорьем в работе преподавателя медицинского ВУЗа. При понимании преподавателем методологических основ командной работы и профессионализма возможно будет оценить (хоть и достаточно субъективно) развитие этих компетентностей у каждого студента, пользуясь перечнем критериев в кратком табличном изложении. В подобном виде критерии навыка командной работы и профессионализма вошли в электронный учебный журнал каждой дисциплины, изучаемой в медицинском ВУЗе. Повторим, что это представляется необходимым в связи с тем, что данные компетентности являются универсальными и каждый преподаватель по окончании изучения его дисциплины может высказать мнение о каждом студенте и его личностно-профессиональном росте. Мнение каждого педагога очень важно и, собираясь вместе, оценки преподавателей к концу обучения дадут достаточно весомое заключение о конечных итогах обучения и личности выпускника.

Предлагается на основании вышеизложенного достаточно внимательно и обоснованно относиться к оценке формирующихся у студентов компетентностей, не проставляя формально (+) в учебном журнале. Особенность разработанных требований к компетентностям состоит в том, что фактически они являются характеристиками личности и посему их оценка достаточно значима для студента, выпускника, будущего врача. Возможно, собранная по окончании университета информация о развитии компетентностей выпускника ляжет в основу здоровой конкуренции при приёме молодого специалиста на работу. Поэтому даже субъективная оценка преподавателя по поводу компетентностей студента должна быть обоснованной и взвешенной.

Кроме того, нелишне будет осознавать, что эта оценка проставлена фактически самому педагогу, сумевшему или не сумевшему сформировать из выпускника медВУза истинного, уважаемого обществом и коллегами профессионала, способного адекватно и качественно работать на благо и во имя здорового общества.

Изложенная в настоящих методических рекомендациях информация предлагается для внедрения в практику до- и постдипломного образования на различных этапах. Несомненно, многие представленные здесь предложения требуют методологического развития и доработки, но уже сейчас возможно использовать некоторые принципы и методики в работе преподавателя медицинского ВУЗа со студентами и курсантами, призвав собственный творческий подход и стремление совершенствования национального медицинского образования, повышения качества подготовки специалистов для общественного здравоохранения и повышения качества медицинской помощи, оказываемой населению страны.

Литература:

1. Авдеев В.В. Формирование команды (Типология личности). - М., ТЦ «Сфера», 1999. - 544 с.

2. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: учебное пособие. - Волгоград: ВолГМУ, 2006. - 122 с.

3. Биомедицинская этика в системе последипломного образования врачей: учеб.- метод. пособие//А.А. Александров, Т.В. Мишаткина, Т.В. Силич / под ред. Г.Я. Хулупа. – Мн., БелМАПО, 2008. – 134 с.

4. Герасименко С.Л. Совершенствование коммуникативной культуры студентов в условиях медицинского вуза. // Электронный педагогический журнал. - 2007. - №1.

5. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 2003.- 415 c.

6. Дернер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача. // Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой при участии Э.Л.Гушанского. - М.: Алтейя, 2006 - 544с.

7. Дмитриева М.А. и др. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2003. - 448 c.

8. Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы.// Психологическая наука и образование. - 2000. - №4.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.// 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.

10. Иванова Л.Ф. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987. - 200 с.

11. Климов Е.А. Психология профессионала.//Избранные труды. - М.: Ин - т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 400 с.

12. Клиническая психология. Учебник для ВУЗов. 4-е изд. // Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СПб, «Питер», 2010. - 864 с.

13. Кодекс медицинского профессионализма (международный проект). - www.medburg.ru/rus/documents_oms/vrcod.

14. Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб, «Питер», 2004 – 160 с.

15. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2004г. - 360 с.

16. Местергази Г. М. Врач и больной, или по-новому о старом: учебное пособие. // 2-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 112 с.

17. Обеспечение качества: Учебное руководство к семинару «Тренинг тренеров по обеспечению качества». // Москва, 19-23 октября 1998г. - 99 с.

18. Основы медицинской практики (Good medical practice).// Третье издание (май 2001 г.). - Королевский колледж врачей общей практики, Лондон, Великобритания. (рус. перевод). - М, 2006. - 420 с.

19. Покалев Г.М., Чеберов Н.Е. Становление врача и будущее медицины. – Н.Новгород. 2010. – 389 с.

20. Психолого-педагогические основы обучения в медицинском вузе: учебное пособие по курсу «Введение в специальность» для студентов СПбГМУ им. академика И.П. Павлова // Треногов А.В., Исаева Е.Р. – СПБ, 2006. – 61 с.

21. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб., 2003. - 464 с.

22. Семечкин Н.И.Психология малых групп. – Владивосток, 2005. – 117 с.

23. Соловьёва С.Л. Индивидуально-психологические особенности личности врача. // СПб, ГОУВПО СПбГМА им. И.И.Мечникова, МЗ РФ.– 2001 г. – 29с.

24. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача.// Учебно-методическое пособие по курсу психологии для студентов СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова /Под ред.Н.Г.Незнанова - СПб,2004 г– 77с.

25. Узкая М.В. Образовательная среда кафедры как условие профессионально-личностного развития студентов. // Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе. / Материалы XIII межрегиональной межвузовской научно-практической конференции, 24 апреля 2008 года. – Архангельск, 2008. – 124 с.

26. Управление персоналом: Учебник для вузов. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.

27. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

28. Ясько Б.А Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации.//Авт.дисс докт. психол наук.– Краснодар, 2004 - 31 с.

Приложение А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: