История возникновения бенчмаркинга

По официальной версии бенчмаркинг появился в США. Однако в истории есть сведения о более раннем использовании понятия бенчмаркинг. В Японии бенчмаркинг соотносится по содержанию с японским словом "dantotsu", означающим "усилие, беспокойство, желание лучшего (лидера) стать еще лучшим (лидером)". В Китае, известно правило китайского генерала Сун Тзу, который писал: "Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн".

Бенчмаркинг впервые появился в1972 году. Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль) установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.

На западе бенчмаркинг в современной его трактовке впервые был использован корпорацией «Xerox» в 1979 г. для преодоления рыноч­ных проблем, обусловленных катастрофическим уменьшением ры­ночной доли корпорации. У компании не было выбора. Конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение проблемы было найдено незамедлительно: для определения причин создавшейся ситуации провели сравнитель­ный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное рыночное предложение. Воодушевленные полученными результатами, сотруд­ники корпорации детально изучили опыт японской компании «Fuji», адаптация и использование которого привели к успеху и процвета­нию компании «Xerox», после чего концепция бенчмаркинга стала неотъемлемой частью ее бизнес-стратегии. Неслучайно «Xerox» по праву считается признанным лидером в области использования тех­нологии бенчмаркинга. Сегодня в США владение и эффективное использование технологии бенчмаркинга — неотъемлемое условие рыночного успеха компании.

Основные причины сегодняшней популярности бенчмаркинга:

1. Глобальная конкуренция. Сегодня, в эпоху глобализации бизне­са, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конку­рентов в целях собственного выживания.

2. Вознаграждение за качество. Впоследние годы все большее рас­пространение получают проходящие на национальном уровне кампа­нии по выявлению и вознаграждению фирм — лидеров качества. Ус­ловия участия в подобных программах предполагают, помимо демонстрации компаниями-участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное использование в практике управления компанией концепции бенчмаркинга.

3. Осознанная необходимость использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Чтобы не остаться по­зади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.

Без сомнения, основной причиной интереса к бенчмаркингу явля­ется естественное развитие концепции всеобщего управления качест­вом — Total Quality Management (TQM). Использование TQM помогает компаниям понять, что они «делают плохо и как можно сделать это лучше». Компании, принявшие и использующие концепцию TQM, ставят перед собой цель непрерывного совершенствования, считая, что единственный путь, который может привести компанию к успеху, — постоянное отслеживание и непременное использование достижений, как основных конкурентов, так и мировой практики бизнеса.

Бенч­маркинг — это не только передовая технология конкурентного ана­лиза. Это, во-первых, концепция, предполагающая естественное раз­витие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию и, во-вторых, сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей и последующее использование на практике. Необ­ходимо понять, что сравнительный анализ конкурентных преиму­ществ и осознание необходимости изменений — не заключительный этап процесса бенчмаркинга. Это лишь первый шаг, на котором не­обходимо дать ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?» Важнейшим компонентом концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии ведения бизнеса, на основе которых и определяются кри­терии и степени сравнения.

Менеджмент компаний, применяющих концепцию бенчмаркин­га, должен предусматривать постоянное слежение за тем, чтобы про­водимая ими политика была понята и поддержана всеми сотрудниками компании. Важно понять, что бенчмаркинг — это деятельность не одного человека, а целой команды, деятельность, которую необходимо страте­гически встраивать в бизнес-план компании.

Вообще анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать и как направление маркетинговых исследований. Польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда на своем предприятии исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других (несобственных) предприятий или отраслей. Т.о., бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше, изучением, усовершенствованием и применением их методов работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: