Периодизации психического развития Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.

Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.

Возраст Стабильный период развития Критический период
0–2 мес.   Кризис новорожденности
2 мес. – 1 год Младенческий возраст Кризис 1 года
1–3 года Раннее детство Кризис 3 лет
3–7 лет Дошкольное детство Кризис 7 лет
7–13 лет Школьный возраст Кризис 13 лет
13–17 лет Пубертатный возраст Кризис 17 лет

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов и задач деятельности.

2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.

3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину

Возраст эпоха Период Ведущая деятельность Тип отношений
0-1 год Раннее детство Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение Человек-человек
1-3 года Раннее детство Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек-предмет
3-7 лет Детство Дошкольное Сюжетно-ролевая игра Человек-человек
7-11 лет Детство Младш.школьн Учебная деятельность Человек-предмет
11-13 лет Подростничество Младшее Интимно-личностное общение Человек-человек
13-15 лет Подростничество Старшее Учебно-профессиональная деятельность Человек-предмет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: