Наименование тем и рекомендации по их изучению

Тема № 1«Понятие конфликта и его характеристика в современных условиях. Проблемы конфликтологии в экономике»

В начале необходимо изучить этапы истории развития конфликтологии: 1 этап – до XIX в. – накопление эмпирических знаний о конфликте и развитие конфликтологических мыслей; 2 этап – начало XIX в. – формирование первых теорий объяснения природы конфликта и способов его преодоления; 3 этап – с середины XIX в. – теоретическое обоснование конфликта, как естественной формы человеческого взаимодействия и разработка методов и технологий управления им, развитие конфликтологии, как науки.

Особое внимание обратить на теоретические основы конфликтологии: функционалистическое объяснение конфликта Г. Зиммеля. Социал-дарвинистские концепции Т. Мальтуса, Л. Гумиловича, У. Самнера. Диалектическая концепция социально-классового конфликта К. Маркса. Взгляды на конфликт, как социальное неравенство Г. Моска, В. Парето, Ж. Сореля, Ф. Оппенгеймера и А. Бентли. Структурно-системный анализ в понимании природы конфликта Т. Парсона. Концепция позитивно-функционального конфликта Л. Козера. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа. Модель конфликта А. Рапопорта. игровая модель конфликта Й. Хейзинги, Э. Берна. Поведенческая концепция конфликта К. Боулдинга. Концепция согласия и структурного насилия И. Гальтунга. Конфликт, как форма воспроизводства общества А. Турена.

В последующем необходимо изучить развитие конфликтологии в России, а именно Бесконфликтную модель общества как главенствующую теорию всоветский период; рассмотрение конфликта, как формы социального взаимодействия в 80-90-е гг. XX в. и особенности конфликтологической теории и практики в современной России.

В дальнейшем необходимо:

1. Разобраться в проблеме определения конфликта (противоречие и различие, как родовых категориях дляопределения конфликта), выяснить, что означает семантическое поле для описания конфликта (дихотомия, дилемма, борьба, столкновение, вражда, соперничество и т.д. мир, согласие, дружба, консенсус и т.д.), каковы необходимые и достаточные условия конфликта и что означает понятие нулевой суммы конфликтного взаимодействия.

Очень важно разобраться в причинах конфликтов: классический монопричинный и современный мультипричинный подходы. Понятие объективных и субъективных причин. Соотношение причин и других факторов конфликта: следствие, условия, повод конфликта. Пространственные, временные и социальные границы конфликта как конкретные изменяющиеся условия его протекания.

2. Изучить функциональность конфликта: назначение конфликта, зависимость между конфликтом и иными сторонами индивидуальной и общественной жизни, влияние конфликта на поведение, самочувствие, представления и развитие индивидов и групп. Понятие конструктивных и деструктивных функций конфликта: многоаспектность проблемы. Использование конкретно-исторического метода при определении значения конфликта. Значение конфликта в индивидуальной и общественной жизни. Сигнально-информационная профилактическая (парадокс Г. Зиммеля), интегративная, дифференцирующая, инновационная, активизирующая, трансформирующая, мобилизационная, инструментальная и др. функции конфликта. Проблема явных и латентных функций.

3. Выяснить какова структура конфликта. Объект конфликта как некая ценность (духовная или материальная). Реалистический и нереалистический объект. Проблема неделимости объекта. Мнимый или иллюзорный объект. Проблема латентного объекта. Предмет конфликта как зона разногласий. Участники конфликта: их роли, статусы, ранги, потенциалы. Субъективные характеристики сторон конфликта: потребности, мотивы, притязания, интересы, позиции, образы конфликтной ситуации. Формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта и их влияние на конфликтную ситуацию.

4. Уяснить, что такое динамика конфликта: понятие этапов конфликта. Потенциальный конфликт или конфликтная ситуация. Сигналы конфликта (Х.Корнелиус. Ш.Фейр). Понятие психической и социальной напряженности. Источники осознания конфликта. Типы фрустраторов. Понятие конфликтогенов, их типология. Инцидент, виды инцидентов. Эскалация конфликта. Симметричный схизмогенез (Г. Бейтсон) как механизм эскалации. Типичные формы эскалации. Признаки эскалации конфликта. Объяснение эскалации с точки зрения этологической теории агрессии К.Лоренца. Психологические и структурные изменения во время эскалации конфликта. Тактики поведения в конфликте. Виды насильственных действий. Классификация конфликтных действий (С.В.Соколов). Этап баланса сил или тупик конфликта. Понятие цены конфликта. Завершение конфликта и его варианты: угасание, устранение, урегулирование, разрешение конфликта. Условия для разрешения конфликта. Постконфликтная стадия.

5. Изучить классификацию конфликтов: проблема выбора оснований, значение для управления конфликтом. Критерии выделения конфликтов: а) по сфере действия (социальный, экономический, политический, культурный и т.п.); б) по характеру субъектности (внутриличностный, межличностный, меж групповой, межэтнический, межрегиональный, межгосударственный и т.п.); в) по степени напряженности (слабый, средний, сильный); г) по способу поведения или характеру протекания (пассивный, активный); ж) по форме проявления (острота конфликта, продолжительность, латентные и открытые); з) по способам разрешения и последствиям (конструктивные и деструктивные). Типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам и причины конфликтов. Классовые национально-этнические конфликты. Экологические конфликты. Глобальные, региональные и локальные конфликты. Виды международных конфликтов. Формы массовых конфликтов: межгосударственные и гражданские войны, революции, бунты, мятежи, погромы, путчи, повышенная миграция населения, демонстрации, саботаж, общенациональные и отраслевые стачки и забастовки и др.

Изучив теорию вопросов, необходимо подготовиться к практическим занятиях по теме № 1 (2 занятия по 2 часа).

Занятие № 1

I часть – заполнение каждым магистрантом итоговой таблицы по основным персоналиям, представляющим основные этапы развития конфликтологических идей.

II часть – заслушивание и обсуждение докладов по темам:

- теоретические предпосылки возникновения конфликтологии;

- основные этапы развития конфликтологии;

- практическое занятие конфликтологии.

Занятие № 2

I часть:

Заслушивание и обсуждение докладов по разделам:

I Структурная модель конфликта. Темы докладов (выступлений):

1. Понятие объекта конфликта. Типология объектов.

2. Стороны конфликта, их объективные и субъективные характеристики.

II Конфликты в различных сферах социального взаимодействия.

Темы докладов (выступлений):

1. Понятие социального конфликта.

2. Экономические конфликты вчера и сегодня.

3. Политические конфликты.

4. Региональные, общенациональные, международные и глобальные конфликты.

5. Конфликты в сфере культуры.

II часть: Коллективное обсуждение конкретной структуры предложенного конфликта «Земельный участок».

Литература обязательная и дополнительная по каждой теме, а также вопросы для самоконтроля приведены в конце методических рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: