Мониторинг и анализ продаж

Действующая система мониторинга состояния рынка услуг почтовой связи

Существующая в настоящее время система мониторинга состояния рынка услуг почтовой связи состоит из нескольких элементов. Основная работа в этой области проводится соответствующими департаментами Минсвязи с привлечением отраслевых научно-исследовательских институтов.

Деятельность Минсвязи ориентирована главным образом на мониторинг показателей деятельности организаций федеральной почтовой связи, составляющей значительную часть рынка услуг почтовой связи. В то же время, помимо подведомственных Минсвязи организаций, статистическая отчетность собирается также и по показателям деятельности других операторов, имеющих лицензии на оказание услуг почтовой связи.

Минсвязи собирает, анализирует и публикует в ежегодном статистическом справочнике отчетные данные о работе почтовой связи РФ. В справочнике приводятся статистические данные, характеризующие рынок услуг почтовой связи, объем предоставляемых услуг в натуральном и стоимостном выражении, экономические и качественные показатели деятельности почтовых организаций, инфраструктуру и материально-техническую базу подотрасли.

Кроме того, проводятся единовременные обследования ряда показателей деятельности операторов услуг почтовой связи. Например, проводятся анализы рынка по категориям потребителей услуг почтовой связи и анализируются весовые показатели пересылаемых разными операторами отправлений.

В настоящее время Минсвязи проводит проверки качества универсальной услуги, в частности выполнения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (универсальной услуги), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 №472. В отношении услуг почтовой связи по пересылке посылок и экпресс-почты, проводится мониторинг соответствия сроков пересылки объявленным срокам.

Также ведется контроль лицензируемой деятельности операторов рынка услуг почтовой связи, т.е. контроль соответствия фактически осуществляемой деятельности условиям выданных лицензий. Проводится мониторинг лицензиатов по категориям услуг, а также по территории деятельности.

2.Перечень мероприятий по направлению деятельности «Розничная торговля» (СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФГУП «Почта России» в 2012–2016 годах)

Направление деятельности «Розничная торговля» ФГУП «Почта России» можно разделить на три отдельных сегмента: торговля почтовым ассортиментом (11% в выручке направления), торговля прессой (38%), торговля типичным ассортиментом универсама (44%). Около 7% продаж приходится на прочие категории. В сегмент «почтовый ассортимент» входят такие продуктовые группы как гофротара, художественные открытки и филателия - этот сегмент является неотъемлемой частью почтового бизнеса, приобретение товаров сегмента сопутствует пользованию почтовыми услугами и повышает их качество. К сегменту «пресса» отнесены периодические печатные издания, которые исторически во многих населенных пунктах РФ население привыкло приобретать именно на Почте. К сегменту «универсам» отнесены все прочие разнообразные группы товаров, реализуемые в отделениях Почты России (в первую очередь, в селе). Сюда попадают: продовольственные товары, алкогольные и слабоалкогольные напитки, табачные изделия, бытовая химия, фототовары, текстильные и трикотажные изделия, товары для подсобного хозяйства и прочее.

В 2007-2010 годах доходы от сегмента «почтовый ассортимент» показали рост, обгоняющий инфляцию - 20% в год. Доходы от категории «почтовый ассортимент» стимулируются ростом почтовых услуг, так как их приобретение сопутствует почтовой услуге. При реализации стратегических планов в сегментах письменной корреспонденции и посылок ожидается прирост объемов продаж этого сегмента на уровне 3% ежегодно сверх инфляции.

В сегментах «пресса» и «универсам» наблюдается противоположная тенденция. Категории «универсам» и «пресса» - крупные, но рост доходов в них (8% и 5% соответственно) не покрывает инфляцию, и категории убывают в реальном выражении. Продажи прессы снижаются (однако в оптимистичном сценарии падение продаж прессы будет составлять не более 1-2% ежегодно), частично это связано с общим падением рынка бумажной прессы, однако в регионах влиятельнее иной фактор - нарастание конкуренции со стороны местных участников рынка розничной торговли. Эта тенденция еще ярче выражена в сегменте «универсам», поскольку крупные сетевые игроки продолжают экспансию в регионы и небольшие населенные пункты. С ростом благосостояния населения также умножается количество небольших локальных участников рынка и их объемы продаж.

Почтовая розничная торговля почти не имеет социальной значимости, так как ее ассортимент не покрывает базовых нужд населения. При этом даже в небольших селах существует локальная конкуренция: местные магазины, индивидуальные предприниматели, выездная торговля «Райпотребсоюза» и прочие игроки, ассортимент которых шире и включает скоропортящиеся продукты.

Сегодня розничная деятельность Почты России в сегментах «Пресса» и «Универсам» не может считаться полноценным самостоятельным бизнесом, так как составляет малозначащую долю в продажах Почты России (менее 5%), объемы розничной торговли падают (темп роста реальных доходов отрицательный) и имеют отрицательную полную рентабельность.

Сегменты «Пресса» и «Универсам» не являются для Почты России источниками доход

Полная рентабель- Доля в доходах CAGR реальных

ность сегмента всего предприятия доходов1'07-'10

Почтовый ассортимент


 
 

Пресса и канцелярия

Ассортимент Универса


Возможности самостоятельного создания успешного розничного бизнеса ограничены, так как Почта России не обладает рядом ключевых компетенций. Так, например, характеристики доступных свободных площадей Почты России не соответствуют требованиям крупных игроков к своим сетям. Качество месторасположения, являющееся ключевым фактором успеха для специализирующихся на розничной торговле игроков, у площадей предприятия крайне неравномерно - об этом можно судить по волатильности показателя объема продаж на метр торговой площади, который по результатам 2010 года мог различаться в 70 раз в рамках одного города. Месторасположение отделений почтовых связей фиксировано, что принципиально отличает ее от гибких сетей розничных игроков.

Отсутствие у почтового бизнеса, являющегося транзакционным по сути, компетенций для успеха в розничной торговли подтверждается опытом ряда зарубежных компаний. «Canada Post» делала серию попыток организовать торговлю различными товарами в своих отделениях, однако представители компании заявили о прекращении торговли большинством товаров ввиду бесприбыльности. Финская «Itella» создавала направление торговли повседневными товарами и товарами роскоши. Первое было закрыто из-за высокой конкуренции, второе - из-за отсутствия компетенций и обученного персонала. «Itella» переключилась на предложение регистрационных услуг: лицензии (на рыбалку и прочее), прочие государственные регистрации. Продажи розничных товаров «Australia Post» падали в 2009-2010 гг. на 4% в год. «Australia Post» сместила направление развития с розничных товаров на прибыльные и растущие в объемах госуслуги и услуги, основанные на доверии, в своих отделениях, особенно в сельских и удаленных областях.

Тем не менее, сегодня розничная торговля помогает извлекать дополнительные доходы из свободных ресурсов в городе и селе. В городе сеть ОПС рентабельна за счет больших объемов почтовых и финансовых услуг, большинство отделений загружены. При этом в части городских отделений есть неотделяемые свободные площади, достаточные для организации розничной торговли. В городе розничная торговля - способ использования свободных площадей. В селе почтовые и финансовые услуги не покрывают всех расходов на содержание ОПС, большинство отделений работают «в режиме ожидания». Для сельских ОПС розничная торговля является способом повысить рентабельность за счет роста дохода при фиксированных затратах.

Розничная торговля в сегментах «Пресса» и «Универсам» в основном выполняет поставленную цель, является маржинально рентабельной. В загруженных городских отделениях она конкурирует с почтовыми и финансовыми услугами, вызывая отрицательную реакцию клиентов в очереди. Кроме того, наличие розничной торговли существенно усложняет управление ОПС.

С точки зрения использования свободных площадей в городе оптимально не развитие розничной торговли, а другие способы получения дохода: даже доход от аренды в 2-3 раза превышает доходы от розничной торговли на один квадратный метр. При создании Почтового банка все свободные городские площади будут заняты под его отделения и окна (потребность Почтового банка в площадях превышает свободные площади Почты России). В среднесрочной перспективе розничная торговля сегмента «Универсам» в городских отделениях будет закрыта.

В селе розничная торговля играет большую роль, составляя до 40-50% доходов сельских отделений. При сохранении текущей сети ОПС, розничная торговля в селе будет необходима в долгосрочном периоде, несмотря на сложность управления. Однако доходы от розничной торговли не могутобеспечить положительной рентабельности большинства сельских ОПС в целом. Частичная оптимизация сети отделений почтовой связи, изменение режимов работы и переход отделений в другие форматы является рекомендацией данной Стратегии развития (раздел «Сеть», п. 7.6.), но приводит к снижению привлекательности сельской розничной торговли в долгосрочном периоде.

Таким образом, в долгосрочной перспективе, торговля ассортиментом «Универсам» теряет свое значение и в городе, и в селе (в случае реализации рекомендаций по направлению «Сеть»). При этом необходимо повышение эффективности торговли товарами сегментов «Почтовый ассортимент» и «Пресса». Доходы ФГУП «Почта России» от розничной торговли в случае реализации сценария выхода из сегмента «Универсам» составят около 3 млрд руб. к 2020 году в ценах 2010 года.

В категории «Почтовый ассортимент» необходимо продолжение работы по развитию направления «Филателия», в том числе:

открытие новых точек реализации филателистической продукции (в туристических зонах, часто посещаемых населением местах, в 2012­2013 гг. планируется открытие точек еще в 11 субъектах РФ);

• расширение перечня продукции местной тематики в регионах; привлечение детской и молодежной аудитории - путем выпуска марок интересной для молодежи тематики;

проведение и участие в филателистических выставках

(международных, всероссийских, региональных). Концентрации на наиболее приоритетных направлениях и повышению эффективности розничной торговли должен способствовать комплект мероприятий:

• замещение розничной торговли в городе в течение 2013-2014 гг. Почтовым банком;

постепенный выход из сельской розничной торговли параллельно с оптимизацией времени работы, переходом в другие форматы и закрытием отделений;

повышение управляемости и эффективности розничной торговли в сегментах «Пресса» и «Почтовый ассортимент»:

во-первых, должны быть проведены стандартизация и автоматизация процессов деятельности и системы учета. Сегодня процессы управления и реализации розничных услуг существенно отличаются по регионам и внутри одного региона.

Стандартизация и последующая автоматизация ключевых процессов и системы учета повысит прибыльность розничной торговли на 20-30%;

во-вторых, нужна реорганизация управления розничной торговлей. Определение ролей и ответственности центральных/региональных/ местных функций, формализация взаимозависимостей сосмежными функциями (дирекции по логистике, маркетингу, филиальной сети), пересмотр системы закупок, внедрение системы КПЭ (ключевые показатели эффективности) повысит прозрачность и эффективность розничного бизнеса Почты России (ожидаемый рост прибыльности на 10-15%).

в третьих, необходима централизация управления ассортиментом и внедрение менеджеров по развитию выделенных групп товаров и услуг. Сегодня глубокое управление ассортиментом в Почте России отсутствует из-за дефицита информации (слабая информатизация) с одной стороны и неимения системы категориального управления с другой стороны. Реализация данной инициативы наилучшим образом повлияет на управляемость и прибыльность сегментов «Пресса» и «Почтовый ассортимент».

Рассмотрим далее перспективы развития ФГУП «Почта России» в области распространения периодической печати.

В настоящее время в России, по сравнению с другими странами, наблюдается недостаточное количество точек продаж прессы (в России одна точка продаж прессы приходится на 3000 жителей, в США - на 1600

жителей, в Германии - на 696 жителей, в Польше - на 600 жителей). В связи с этим Почта России, оказывая услугу «Подписка» и продавая прессу в ОПС, выступает заметным игроком рынка.

Вместе с тем, наблюдается снижение количества подписчиков, поскольку сегодняшняя инфраструктура не позволяет удовлетворить ожидания клиентов к сроку доставки. Успешно существовавший в советские годы институт подписки был подкреплен минимальными сроками доставки периодических печатных изданий - ежедневная пресса доставлялась к 7-ми утра. Это обеспечивалось за счет организационной структуры, поддержка которой в настоящее время финансово неоправданна в силу текущей низкой востребованности услуги. В случае с еженедельными и ежемесячными изданиями, Почта России вынуждена ориентироваться на график доставки Издательских домов, в результате чего подписная пресса доставляется позже, чем появляется в розничной продаже.

В настоящее время клиент не готов платить за электронную подписку, но в перспективе, со сменой поколений потребителей, будет осуществлен переход к предоставлению платной информации в электронном виде.

С учетом мировых тенденций развития подписки Почта России должна выступить в качестве провайдера услуг электронной подписки для всех граждан РФ, а также развивать мобильные и дистанционные сервисы по оформлению подписки в рамках реализации Стратегии развития ФГУП «Почта России» в 2012-2016 гг.Вместе с тем, в настоящее время Почта России прилагает усилия для сохранения института подписки в текущем виде. С учетом недостатка точек реализации прессы, Почта России выступает в качестве главной движущей силы роста подписки, продвижения услуги, формирования востребованности современной аудиторией.

 
 

С учетом складывающихся тенденций на рынке, приоритетным сценарием развития является «Создание Почтового банка для долгосрочного роста на рынке финансовых услуг».

По направлению «Розничная торговля» предусмотрено три сценария развития:

• первый сценарий воплощает ожидания, что розничный бизнес Почты России будет развиваться далее благодаря низкой конкуренции с организованной розницей и интернет-магазинами и возместит компании убытки, понесенные вследствие падения объемов письменной корреспонденции;

второй сценарий предлагает предприятию выйти из непочтовой розничной торговли в городе, сохранив ее в селе. Предпосылки к такому развитию событий кроются в росте потребности в почтовых и финансовых услугах в городе, насыщенном в то же время предложением товаров, а также в умеренной конкуренции в сфере розничных продаж в сельской местности и невозможности оптимизировать сеть сельских отделений почтовой связи из-за регуляторных ограничений;

третий сценарий переносит выход из непочтовой розничной торговли в долгосрочную перспективу - при условии, если потребность в почтовых и финансовых услугах в городе будет возрастать, в сельской местности довольно быстро будет развиваться организованная розница, а сеть сельских отделений почтовой связи претерпит оптимизацию за счет изменения нормативов численности населения, приходящегося на одно ОПС.

В табл. 2 представлены факторы внешней среды, повышающие вероятность успешной реализации того или иного сценария

Таблица 2. Влияние внешних факторов на успешность сценариев развития

Сценарии развития Экономическая конъюнктура Конкуренция Потребители Технологическая конъюнктура
Развитие розничного бизнеса Почты России Быстрый рост доходов сельского населения Низкое региональное развитие организованной розницы Падение объемов потребления почтовых и финансовых услуг Невозможность оптимизации сети сельских ОПС из-за регуляторных ограничений
Выход из непочтовой розничной торговли в городе, и сохранение ее в селе Умеренный рост доходов сельского населения Умеренное региональное развитие организованной розницы Дальнейший рост потребности в почтовых и финансовых услугах в городе Невозможность оптимизации сети сельских ОПС из-за регуляторных ограничений
Выход из непочтовой розничной торговли в долгосрочной перспективе Умеренный рост доходов сельского населения Быстрое региональное развитие организованной розницы Дальнейший рост потребности в почтовых и финансовых услугах в городе Возможность оптимизации сети ОПС

С учетом складывающихся на рынке тенденций и потребностей Почты России в оптимизации сети отделений почтовой связи, приоритетным сценарием развития является «Выход из непочтовой розничной торговли в долгосрочной перспективе».

Приоритеты развития операционных (логистика и сеть объектов почтовой связи) и функциональных направлений во многом определяются выбранными стратегиями по направлениям деятельности. Ключевыми ограничениями выступают регуляторные механизмы и финансовые потребности, в том числе целевые субсидии государства.

3.Перечень мероприятий по ключевым поддерживающим функциям и организации бизнеса ( СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФГУП «Почта России» в 2012–2016 годах)

Масштабность бизнес-целей и потребность успешной реализации стратегических задач диктует требования к ключевым поддерживающим функциям и организации бизнеса.

Мероприятия в области информационных технологий

Ключевые требования к информационным технологиям как узловому фактору, поддерживающему ежедневное функционирование деятельности и реализацию Стратегии развития, таковы:

обеспечение прозрачности информации о финансовых потоках,

клиентах и пр.;

• обеспечение качества и роста скорости/гибкости принятия и реализации решений;

• обеспечение роста эффективности выполнения существующих бизнес-процессов путем автоматизации;

быстрое внедрение новых услуг.

В настоящее время ФГУП «Почта России» использует более 40 различных приложений, обеспечивающих автоматизацию различных сфер деятельности. При этом, в различных структурных подразделениях для одного и того же типа приложения могут использоваться различные программные продукты. Например, для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета. Существующее состояние развития ИТ Почты России не позволяет обеспечить эффективную информационную поддержку деятельности предприятия. Существуют разрывы между ключевыми требованиями эффективного ведения бизнеса (автоматизации бизнес-процессов, прозрачности информации, скорости в реализации изменений) и текущей ИТ-инфраструктурой:

• слабое взаимодействие с бизнес-подразделениями предприятия: отсутствие четкой регламентации поддержки ИТ-систем и ведения проектов, недостаточная ответственность за результаты проектов; отсутствие стратегического планирования в ИТ и четкой координации между отдельными инициативами/проектами;

отсутствие принципа сквозной обработки информации, дублирование ряда информационных потоков;

отсутствие возможности обращения к единому источнику данных, слабая интеграция приложений внутри филиалов и между филиалами и АУП, «лоскутная автоматизация» отдельных функций в филиалах;

уровень использования регламентированного программного обеспечения составляет менее 40%;

• в 12,5 тыс. отделений почтовой связи отсутствует доступ к сети Интернет. Более половины отделений почтовой связи не имеют скоростного доступа к сети Интернет.

Для обеспечения базовых бизнес-потребностей предприятия необходима существенная модернизация ИТ Почты России.

Для реализации бизнес-требований были определены принципы построения ИТ-архитектуры:

· построение единого информационного пространства. Почта России стремится строить единое информационное пространство, избегая дублирования данных и выстраивая четко регламентированный поток данных между системами;

· оптимизация количества используемых платформ. Почта России стремится к минимизации количества платформ, используя стандартные платформы везде, где возможно и реализуя максимальное количество процессов на единой платформе;

· стратегические платформы и технологии. Почта России выбирает стратегических поставщиков, платформы и приложения для инвестиций и развития внутренних компетенций, постепенно выводит из эксплуатации нестратегические приложения;

· покупка, а не разработка. Почта России предпочитает стандартные коммерческие решения заказным разработкам и модификациям стандартной функциональности

· изменение бизнес-процессов и данных. Почта России оптимизирует, упрощает и стандартизирует бизнес-процессы и данные перед внедрением новых приложений

• ИТ-организация - партнер Почты России. Почта России инициирует диалог между бизнес-единицами и ИТ-организацией с взаимным вовлечением в принятие решений на компромиссной основе

Перед ИТ-направлением стоит амбициозная цель по внедрению современных инновационных технологий и ИТ-решений мирового уровня. Срок реализации Стратегии развития займет 3-4 года, инвестиции в ИТ -одна из основных областей инвестирования Почты России в ближайшие пять лет.

Взаимодействие ФГУП «Почта России» с ФГУП НИИПС по ряду масштабным проектам, запланированным на 2012-2015 гг., детально описано в «Программе инновационного развития ФГУП «Почта России»».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: